Жестикуляция оратора

Представьте себе, что семилетний ребенок возвращается из школы, становится перед родителями, закладывает руки за спину и начинает рассказывать об автомобильной катастрофе, свидетелем которой ему довелось быть. Грузовик наскочил на легковой автомобиль, тот загорелся, раненых вытащили из автомобиля, приехала скорая помощь, милиция и тому подобное ... Рассказывая об этом ужасном событии, ребенок совершенно спокойно.
 

Что неправдоподобно в поведении ребенка? Может ли ребенок, пережив такой случай, рассказывать о этом спокойно, не выражая своего волнения жестикуляцией и мимикой? Конечно, нет. Ведь звуковая речь дополняется языком тела: мимикой лица, движениями других частей тела. Особенно тогда, когда говорящий переживает во время своего рассказа какие-то ощущения, он, естественно, сопровождает свою устную речь на языке тела.

Оратор, который во время своего выступления остается неподвижным, производит на слушателей впечатление неестественности. Чем интенсивнее его чувства, тем оживленнее речь его тела.
 

Жестикуляция, движения тела всегда заостряют внимание слушателей. Если же выступающий не делает никаких движений, то внимание слушателей ослабевает. Но стоит ли  упражняться и тренироваться в жестикуляции? Мне кажется, что нет. Наверно лучше не надо злоупотреблять жестикуляцией, возможно, даже отучиться от некоторых лишних жестов. Иногда выступающие делают такие жесты и телодвижения, которые своей неестественностью и необычностью бросаются в глаза и привлекают внимание слушателей. Те перестают слушать оратора и начинают следить за его жестами. Один мой знакомый рассказал мне как-то о реакции слушателей на одну из речей. На трибуну вышла женщина, которая во время своей короткой речи время от времени ломала руки. Никто не слушал, что она говорила: все завороженно ждали, когда она снова залом руки.


Сам я тоже вспомнил один семинар, на котором выступал неплохой, но слишком темпераментный оратор, что во время речи очень жестикулировал. Постепенно я перестал его слушать и полностью сосредоточился на его жестах. У него была привычка делать особые и, надо сказать, даже хорошие движения рукой: он и вытягивал руку на всю длину, а затем обе руки складывал себе на груди. Его жесты так захватили меня, что  вместо того, чтобы делать заметки, я начал рисовать его руки.
 

Жесты должны сопровождать и дополнять устное слово. Но они не должны привлекать к себе больше внимания, чем сам язык. Однако умение управлять собой, своим эмоциональным состоянием, поскольку именно последнее обусловлено часто чрезмерная жестикуляция человека, не означает, что надо вообще избегать жестикуляции.

Ведь недостаток жестов в оратора производит впечатление неестественной недвижимости. Речь идет в данном случае о том, что надо только контролировать свои жесты, избегая посторонних, неестественных жестов, которые притягивают к себе чрезмерное внимание. Попросите членов своей семьи или знакомых проследить за вашими движениями и указать на те из них, слишком бросаются в глаза.
 

Один из моих хороших знакомых, весьма приятный человек, которого я очень уважаю, удивил меня тем, что иногда во время длительных профессиональных дискуссий начинал вдруг тереть и крутить рукой нос. Это случалось крайне редко для того, чтобы можно было объяснить, чем вызваны такие движения ..

Мне кажется, что у него они были связаны с углублением в размышления над дискутируемых проблемой. Многие из нас бессознательно допускает таких необычных движений или жестов. Только друзья могут обратить на это наше внимание.
 

Они могут также указать нам и на другие недостатки в жестах и ​​движениях: притопе ногой, пожимание плечами, слишком частые, касания лицо рукой, стук пальцами по столу, частое кивание головой и т. д. Некоторые жесты, как, например, манипуляции со своим носом, о чем уже говорилось выше, производят, конечно, неприятное впечатление на присутствующих, хотя те, кто осуществляет такие движения и жесты, нисколько этого не осознают.

Итак, запомним. Жесты должны сопровождать устное слово, но не (отвлекать внимание слушателей. Нехорошо начинать или заканчивать свою речь или разговор неожиданным жестом. Особенно неуместен жест в начале речи, так как не может в этот момент иметь какое-то основание. А вообще следует отметить, не существует никаких предписаний относительно того, какими именно должны быть жесты. Основное правило, которым нужно руководствоваться, заключается в том, что жесты, как уже отмечалось, не должны отвлекать внимание слушателей от содержания речи.
 

Кроме видимого языка тела существует еще и язык скрытый. Слушатель всегда почувствует несоответствие между скрытым языком и видимыми жестами. Представьте себе, что кто-то говорит вдохновенные слова о том, как хорошо быть весной на природе, и сопровождает их жестами; при этом неподвижные мышцы лица резко контрастируют с искусственным вдохновением говорящего.
 

Движения мышц лица, особенно вокруг рта и глаз, иногда красноречивее свидетельствуют о настроении и характере того, кто говорит, чем сами слова. Некоторым людям (например врачам, психологам, следователем) эти малозаметные движения могут о многом сказать. Для них они имеют большое значение. А вообще для человека, привыкшего следить за реакцией собеседника, очень неприятно, когда он не проявляет никакой реакции. Помню, как один посетитель выразил мне какое-то предложение, ожидая от меня определенной реакции. Однако внешне я не обнаружил ни положительного, ни отрицательного отношения к тому предложению. Было заметно, что это сбило его с толку. Чуть позже, когда моя новая сотрудница с невозмутимым выражением лица слушала мой рассказ о довольно интересных вещах, я понял, каким неприятным может быть «каменный» выражение лица для того, кто привык следить за реакцией собеседника. Мне стало ясно, почему мое неподвижное лицо вывело тогда посетителя из равновесия. Ведь неприятно, если ваш собеседник или слушатель невозмутимо слушает вас и никак не проявляет при этом своего согласия или несогласия.
 

В Швеции я когда-то познакомился с господином Мальмберг и его женой. Господин Мальмберг работал инспектором и консультантом в доме глухонемых недалеко от Стокгольма. Когда я с ним разговаривал, меня поразила одна особенность его поведения: он очень часто кивал головой в знак согласия. Почему у него возникла такая привычка, я узнал несколько позже, когда он пригласил меня на экскурсию по стокгольмском порту, организованной по случаю конференции глухонемых.
 

Экскурсия произвела на меня глубокое впечатление. На пароходе было полно веселых людей, среди которых лишь четверо ни были глухонемыми. Мало когда я видел людей, умеющих быть такими радостными. Особенно если учесть, что единственным средством их общения был язык жестов. На палубе заиграл оркестр, начались танцы. На пароходе я понял, почему господин Мальмберг одобрительно кивает головой в ответ на услышанное предложение: будучи инспектором глухонемых, он тем самым показывал собеседнику, что понимает его. О жестикуляцию мы еще поговорим далее в связи с публичным выступлением.
 

Когда мы говорим, определенные части нашего тела находятся в состоянии движения: мы жестикулируем руками, выражаем свою реакцию мимикой лица, улыбаемся, морщим брови и лоб, щурит глаза, меняем направление взгляда и тому подобное.
 

Слушая, мы или одобрительно, или отрицательно качаем головой, с помощью движений головы мы выражаем свое удивление, сомнение, презрение в зависимости от того, что нам рассказывают. Мимика сопровождает наш язык так же, как и жесты.
 

Какой, например, может быть улыбка? Она может быть неловкой, если человек не понимает того, что ему говорят. А может выражать пренебрежение или презрение к тому, о чем говорится. Влюбленным улыбка заменяет слова симпатии. В сочетании с покачиванием головой в знак согласия улыбка поощряет говорящего, рассказывать дальше.
 

Некоторые имеет привычку смеяться, рассказывая какой острота или анекдот. Этой привычки лучше избавиться. Хороший рассказчик остается серьезным тогда, когда другие смеются ..

Категория: Ораторское искусство |
Просмотров: 730 | Теги: жесты оратора, Жестикуляция оратора, Язык жестов, мимика