Внешняя техника учителя

Невербальные средства

Педагог должен не только владеть своими чувствами и эмоциями, регулировать их с помощью воли, но и уметь адекватно и эмоционально проявлять свое внутреннее состояние, мысли, чувства наружу. "Воспитанник воспринимает вашу душe и ваши мысли не потому, что знает, что у вас на душе делается, а потому, что видит вас, слушает вас "- писал А.С.Макаренко, напоминая педагогам о необходимость заботиться не только о сущности собственной деятельности, но и о внешнем выявления своих намерений, своего духовного потенциала.

Элементами внешней техники учителя являются вербальные (языковые) и невербальные (мимика, пантомимика) средства. Невербальные средства общения - это взаимное расположение собеседников, расстояние между ними, поза, мимика, жесты, направление взгляда и его изменения. В педагогической деятельности знания особенностей внешнего проявления эмоциональных состояний, отраженных в мимике и пантомимике, важно как для правильного понимания внутреннего мира школьников, так и для развития умения учителем адекватно передавать свое отношение.

В общем, невербальные способы выражения своего "Я" бывают:

1) унаследованные (рост, комплекция, разрез глаз)

2) сформированы (прическа, походка, мимика, одежда) .

 О роли невербальных средств в эффективном взаимодействии свидетельствуют результаты специальных исследований. Так, психологами установлено, что в процессе общения между людьми 60-80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств воздействия и только 20-40% информации передается вербально.

Альберт Майерабиан установил, что передача информации происходит счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (Тон голоса, интонация звука) на 38%, а благодаря невербальным средствам на 55%.

Профессор Бердвисл тоже установил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

Знание и понимание учителем языка тела поможет заинтересовать аудиторию, вызвать доверие, а также правильно интерпретировать невербальную информацию в процессе педагогического взаимодействия.

К внешней техники учитель должен быть очень внимательным. В одежде и внешности нужны скромность, элегантность, чувство меры, понимание ситуации. Внешность учителя влияет и на его собственное психическое состояние, ведь недовольство собой подавляет, а уверенность в приятном впечатлении на учащихся снимает скованность, придает сил. Отсюда и требование к внешнему виду педагога - эстетика одежды, мимики, осанки, жеста. Эстетическая выразительность проявляется в приветливости, сдержанности движений, целесообразных жестах, в осанке и походке.

Невербальная коммуникация - это сложный процесс взаимодействия людей, в котором принимают участие не только слова, но и интонация, жесты, движения всего тела.

Чтобы понять комплексное значение "языка тела", стоит рассмотреть ее основные составляющие: пантомимику, мимику, визуальный контакт и межличностное пространство.

Пантомимика - это выразительные движения всего тела или отдельной его части. Она создает общий образ человека. К примеру, красивая, выразительная осанка выражает внутреннее достоинство личности. Чаще всего осанка является результатом специальных упражнений и сложившейся привычки. помогают занятия спортом, специальные приемы: представить, что вы стоите на цыпочках, или же постоять у стены и тому подобное. Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учениками на уроке: ноги на ширине 12-15 см, одна нога немного выдвинута вперед. Нельзя забывать о дурные привычки: покачивания, топтание, манеру держаться за спинку стула, крутить в руках посторонние предметы, почесывать голову, тереть нос, держаться за ухо и т.п. важным здесь есть самоконтроль учителя, умение посмотреть на себя со стороны, глазами детей.

Следует обратить внимание на ходу, которая тоже несет информацию о состоянии человека, его здоровье, настроение, возраст, характер, иногда - профессию. В общем можно утверждать, что люди, которые ходят быстро и размахивают руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать. Те, что обычно держат руки в карманах, даже в теплую погоду, чаще всего критические и потайные. Люди, находящиеся в подавленном состоянии, также часто ходят, держа руки в карманах, тянут ноги и редко смотрят вверх.

Если человек занят решением определенных проблем, то часто ходит в так называемой медитативной позе: голова опущена, руки сцеплены за спиной, походка медленная.

Самодовольные, несколько помпезные люди ходят с поднятым подбородком, их руки двигаются подчеркнуто интенсивно, ноги как деревянные. такое шествие характерно для лидера.

Походка должна гармонировать с личностью педагога. Ведь обидно, когда молодой учитель становится, как старая слабая человек, а хрупкая учительница – как солдат.

К характеристике жестов подходят с нескольких позиций. Прежде всего, жесты делятся на описательные и психологические. Описательные жесты (показ размера, формы, скорости) иллюстрируют ход мыслей. Они меньше нужны, но применяются часто. Значительно важнее психологические жесты, выражающие чувства, внутреннее состояние человека. Например, на удивление указывают разведены в разные стороны руки, на предостережения - прижат к губам палец руки.

По другой класификации жесты бывают условные - применяемые в определенных народов, групп людей (например, кивнуть головой сверху вниз в восточных славян означает "да", у болгар - "нет"), и неусловные - приняты всеми безпредварительных объяснений. Среди неусловные жестов выделяют: указательные (указывают на предмет), описывающие (произнес "арбуз" - и описал рукой круг); изображающие (Мольбы, жесты пантомимы) эмоциональные (передают различные чувства: гнев, отчаяние, беспомощность, радость), эти жесты считают психологическими – они усиливают смысл, тесно связаны с подтекстом, чем с текстом; ритмические (Сливаются с ритмикой звука, слова, подчеркивают не отдельные моменты речи, а весь его ритм (отражения такта маршевого текста).

Существует подход к характеристике жестов, как к жестам положительных и отрицательных.

Рассмотрим основные из них.

Положительные жесты.

1. Раскрыты руки ладонями вверх означают дружелюбие, открытость, желание общаться. Часто этот жест сопровождается поднятыми плечами. Человек как бы хочет сказать: "Что еще вы от меня хотите?"

К жестам открытости принадлежит также раскрытый пиджак (Куртка). Если человек доверяет собеседнику, то он раскроит или и снимет пиджак в его присутствии.

Выработав привычку в процессе общения держать ладони открытыми, учитель может повысить доверие к себе. И наоборот, если жест открытых ладоней становится привычным, уменьшается количество лжи в речи человека.

Открытые ладони педагога поощрять собеседников быть откровенными, искренними и доверительными.

2. Рука у щеки означает, что человек находится в состоянии размышлений о чем-то. И этот жест является достаточно неоднозначным. К примеру, если ученик смотрит вдаль, причем его тело выпрямленные, а ноги прочно стоят на полу, то на самом деле он не слушает объяснения. А если ученик наклонился вперед, сидя на краю стула, склонил голову набок и оперся ею на руку - он действительно слушает.

3. Склоненная набок голова означает интерес, заинтересованность, создает впечатление интенсивного слушания. Об этом следует помнить учителю, которому по минимум времени нужно сообщить максимум информации. когда слушатели теряют "ход мысли", то головы выпрямляются, плечи сначала поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает скользить по потолку, стенам, других людях, и, наконец, тело принимает позу, направленную к выходу из помещения. В этом случае учитель, лектор должен понять, что ему невербально передают: "Хватит".

4. Манипуляции с предметом (прикусывания кончика какого-либо предмета: дужки очков, карандаша, ручки) свидетельствуют о неуверенности во время решения проблемы, потребность в дополнительной информации. манипуляции с предметами часто является поводом выиграть время. К примеру, когда человек медленно снимает очки, тщательно вытирает стекла (некоторые люди могут это делать по пять раз в час), или когда очки снимают и человек начинает грызть или просто держать во рту конец скобки. Поскольку говорить с каким-либо предметом во рту сложно, то человек получает возможность отмалчиваться, занимаясь тем временем поиском новой информации или новых вариантов решения проблемы.

Кроме этого, решая сложный вопрос, многие люди начинают ходить вперед-назад. О большой сосредоточенность при принятии решения свидетельствует жест: зажатия носа рукой, сопряженное с закрытыми глазами. В процессе размышлений над принятием правильного решения может происходить еще и почесывание подбородка.

Негативные жесты.

Руки, скрещенные на груди, - это защитная, оборонительная реакция или  фиксированная позиция, с которой человек не хочет сдвинуться.

Исследования показывают, что когда слушатели скрещивают руки на груди, то у них не только складывается негативное отношение к лектору (учителя), но и меньше внимание обращается на то, что они слышат, усваивается меньший объем информации.

Положение рук в этом жесте может быть различным. Так, чтобы узнать, занял собеседник защитную позицию, или просто комфортно устроился, сплетя руки, нужно посмотреть на его кисти: расслаблены, или сжаты в кулаки? Кулаки свидетельствуют о враждебной и наступательную позицию человека. часто это сопровождается стиснутыми зубами и покрасневшим лицом

Еще один вид скрещенных рук характеризуется тем, что кисти рук крепко сжимают плечо противоположной руки, так что фаланги пальцев становятся белыми.

Этот жест означает сдерживание негативных ощущений. С помощью скрещенных рук с поставленными вертикально большими пальцами часто демонстрируют свое превосходство.

Иногда защитный жест со скрещенных рук заменяют частичным, неполным скрещиванием, когда одна рука размещается поперек тела, держась за вторую руку. Таким образом тоже образуется барьер. такой барьер может использоваться, когда человек находится в незнакомом обществе или когда неуверенный в себе.

Другой вид скрытых жестов, связанных со скрещиванием рук, заключается в том, что одна рука движется поперек тела по направлению к другой руке, но вместо того, чтобы ухватиться за эту руку, она прикасается сумочки, браслета, часов или иного предмета. Такой жест делается, чтобы скрыть взволнованность и нервозность. В качестве защитного барьера может выступать определенный предмет, который человек держит обеими руками (сумочка, книга, цветы), в то время, когда вполне можно обойтись одной рукой. Этот жест применяет много людей в стрессовых ситуациях, как правило, не осознавая своих действий.

Скрещенные ноги, подобно защитным барьерам, сформированным из помощи рук, является признаком негативного или оборонного отношения человека. Если одна нога аккуратно лежит на другой – это нормальное положение скрещенных ног, которое может использоваться для выражение взволнованного состояния, сдержанной или защитной позиции. но часто люди так сидят на лекциях, во время длительного сидения на неудобных стульях, или в холодную погоду. Когда заброшенная нога на ногу сопровождается еще и скрещенными руками, это означает, что человек "отключилась", "выпала" из разговора.

Закидывание ноги на ногу с образованием угла  свидетельствует о то, что здесь присутствует дух соперничества и противоречий. Люди с быстрой реакцией, которых трудно убедить во время спора, часто сидят, закинув ногу на ногу и обхватив ногу руками. Это признак уверенных людей, к которым нужен особый подход для достижения общего языка.

Оборонный и негативное состояние часто выражается также с помощью сведенных вместе лодыжек. У мужчин прижаты лодыжки обычно сочетаются с крепко сжатыми кулаками, лежащие на коленях, или руками, сжимающие поручни стула. Женский вариант несколько отличается: колени сведены вместе, ноги могут быть наклонены в одну сторону, руки лежат или параллельно друг другу на коленях, или одна рука на другой.

Переплетенные пальцы рук означают разочарование и желание человека скрыть свое отрицательное отношение. Этот жест имеет три варианта: скрещенные пальцы рук подняты на уровне лица, руки лежат на столе, на коленях, когда человек сидит, или внизу перед собой, когда человек стоит. Существует зависимость между положением рук и силой негативного чувства, которое испытывает человек, то есть с человеком труднее будет найти общий язык.

Защита рта рукой является первым признаком обмана. Например, если пятилетний ребенок скажет неправду своим родителям, то сразу прикроет рот одной или обеими руками . У взрослого этот жест трансформируется в другие, например, когда рука прикрывает рот, а большой палец прижат к щеке. Изящный, замаскированный вариант предыдущего жеста может выражаться в легком прикосновении к носу. Такая трансформация жеста является примером того, как с возрастом жесты людей становятся менее яркими и более завуалированными, поэтому всегда труднее правильно интерпретировать невербальные сигналы 50-летнего человека, чем молодого.

В противном случае прикосновение к носу может означать сомнения, сложное положение, часто означает "нет". В оратора такой жест может означать, что он сомневается в реакции аудитории.

Конечно, это описание лишь некоторых жестов, которые сопровождают процесс коммуникативного взаимодействия. Первичные знания, особенно сознательное наблюдение по собственным жестами и жестикуляцией других людей является лучшим способом исследования и изучения приемов невербальной коммуникации. Во время считывания (интерпретации) сигналов тела необходимо учитывать следующие правила:

1) адекватная интерпретация требует комплексного анализа невербальных средств: недопустимо выхватывать какую-нибудь отдельную деталь и делать на ее основе далеко идущие выводы;

2) необходимо учитывать специфику невербальных каналов у разных народов;

3) старайтесь не приписывать свой опыт, свое состояние другому человеку, попробуйте проникнуть в ее внутреннее состояние.

Жесты самого учителя должны быть эстетичными (ведь они элементом общей культуры человека), непринужденными, сдержанными, целесообразными и конгруэнтными, то есть должны отвечать словесным сигналам.

Если жесты не является конгруэнтными, то слушатели больше доверяют жестам, чем словам. При этом следует учитывать, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего опережают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней.

Жесты учителя не должны иметь фамильярному или вульгарного оттенка, недопустимо использование жестов жаргонного характера. Жесты учителя с первых минут должны создавать определенное настроение: плавные, равномерные жесты способствуют установлению спокойной рабочей обстановки. Лучший жест тот, который настолько органичен, что является незаметным.

В последнее время ставится вопрос об обязательном знании учителем жестов уголовного, преступной среды, определенных закрытых систем общения (Наркоманов). Как показывают исследования, они все чаще используемые учащимися и дали бы возможность учителю предупредить преступление, жестокое обращение в школьной среде, понять внутренние проблемы учеников.

Мимика - это выразительные движения мышц лица.

Мимика вместе с жестами повышают эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению.

Конечно, выражение лица отражает характер речи, взаимоотношений. Так, по выражениями лица видно, что люди, которые сидят слева, - несчастные, злые и занимают оборонительную позицию, а те, что справа, - довольны собой, спокойные. Ведь лицо, как и весь внешний вид, может выражать широкий спектр чувств и состояний: уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, равнодушие, заинтересованность, увлечения и др. значительная роль принадлежит улыбке человека, важными выразителями чувство есть брови и глаза (Поднятые брови указывают на удивление, сдвинутые - на сосредоточенность, неподвижные – на спокойствие, безразличие, в движении - на захват).

Многообразие мимических движений практически безгранично (в специальной литературе упоминается около 2000 выражений лица), поэтому их сочетание дает возможность учителю отразить свое эмоциональное состояние и отношение к конкретному ученика, его ответы или поступка.

Дети «читают» с лица учителя, догадываясь о его чувства и настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать некоторые чувства (например, личные проблемы). Следует показывать на лице и в жестах то, что касается дела, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.

Исследование психологического комфорта в педагогическом процессе свидетельствуют: ученики отдают предпочтение учителю с доброжелательным выражением лица, а также любят людей с высоким уровнем внешней эмоциональности.

Необходимость высокого уровня мимической эмоциональности обусловлена ​​тем, что ученикам легче работать с учителем, лицо которого можно "читать", и труднее – если лицо застывшее: тогда они не чувствуют обратной связи в общении, им не понятно, что при этом думает или чувствует учитель. Однако следует помнить, что чрезмерная подвижность мышц лица или глаз может стать серьезной препятствием в общении, вызвать смех и насмешки в классе.

Часто учитель производит специальную "маску влияния": строгий выражение лицо, нахмуренный лоб, сжатые губы, напряженная нижняя челюсть, но дети очень быстро перестают на нее реагировать.

Учитель необходимо изучить возможности своего лица, выработать умение пользоваться выразительным взглядом, избегать чрезмерной динамичности мышц лица и глаз, а также и неживой статичности. Мимика учителя должна быть сдержанной, она призвана выражать заинтересованность, доброжелательное отношение, помогать в создании благоприятного климата на уроках и во внеурочное время.

Визуальный контакт (контакт глаз) - это взгляд собеседников, фиксированный друг на друге, что означает заинтересованность партнером и сосредоточенность на том, что он говорит. Выразительным на лице человека есть глаза. Взгляд играет роль управляющего воздействия, обеспечивая обратную связь, информацию о поведение партнера и степень его вовлеченности в коммуникации.

Исследования показывают, что разговаривая, люди смотрят друг на друга в среднем 35-50 (30-60) процентов времени, в течение которого происходит разговор. Обычно, взгляд направлен на глаза собеседника и задерживается на них 5-7 секунд. В течение остального времени собеседники смотрят местах. На собеседника чаще поглядывает тот, кто слушает, а не тот, кто говорит. Люди отводят глаза, когда задают вопрос, от которых они чувствуют себя неудобно, испытывают вину. Если же люди во время разговора смотрят друг на одного более 60% времени, то они, очевидно, больше заинтересованы собеседником, а не тем, что он говорит. Это может быть в двух случаях: когда собеседника считают интересным (в таком случае зрачки глаз будут расширенные), или когда человек настроен враждебно и невербально посылает вызов (в таком случае зрачки будут сужены). Однако следует помнить, что расширены (а иногда сужены) зрачки могут свидетельствовать о расслабленность, употребление алкоголя, наркотиков. К тому же нужно учитывать качество освещение и наличие болезней.

Люди, у которых преобладает абстрактное мышление, стремятся к большей количества визуальных контактов в отличие от тех, чье мышление имеет конкретный характер. Если человек нечестный или что-то скрывает, то ее глаза встречаются с глазами собеседника менее 30% всего периода общения.

В педагогической деятельности визуальный контакт выполняет такую ​​важную функцию, как эмоциональное питания.

То есть, открытый, доброжелательный взгляд учителя в глаза ребенку нужен не только для установления контакта, но и для удовлетворение эмоциональных потребностей ученика. И в учебе, и во внеурочное время воспитанники должны чувствовать не только строгий контроль со стороны педагога, но и ласковый взгляд взрослого, придаст уверенности в себе, в своих силах. Поэтому учителю важно научиться держать в поле зрения всех учащихся. Оптимальный ритм обмена взглядами на уроке: индивидуальный контакт глаз чередуется с охватом глазами всего класса; именно этим и создается так называемое рабочее круг внимания.

Чередование, переключение взгляда важно и при выслушивании ответы ученика: глядя на него, учитель дает ему понять, что он его слышит, вслушивается, следовательно - заинтересован, оценит объективно; поглядывая на класс, учитель привлекает внимание остальных учеников к тому, кто отвечает.

Учитель должен учитывать, что его взгляд действует тем сильнее, чем ближе

он к ученику. Устойчивый визуальный контакт свидетельствует о заинтересованности, открытость, однако не стоит перебирать меру. Слишком устойчивый, пристальный взгляд ученик может понять по-своему: учитель подозрительный, следит за мной, придирается ко мне. Из-за этого ребенок может чувствовать себя подавленно.

Равнодушен, скользящий взгляд тоже неприятный: непонятно, видит тебя учитель, смотрит "сквозь тебя". В общем сознательный развитие визуальной техники является эффективным путем осуществления коммуникативного взаимодействия в педагогическом процессе.

Тактильная коммуникация (прикосновения) тоже играет значительную роль в жизни человека, но необходимо учитывать, что ее значение меняется с возрастом.

Кроткими прикосновениями в детском возрасте мы подтверждаем малышу свою любовь, а это для него самое главное - чувствовать любовь, защищенность, свою необходимость, значимость. Подростков раздражают прикосновения взрослых, поскольку они подчеркнуто стремятся к независимости и ревностно оберегают свой личностное пространство.

Контакта с подростком могут способствовать прикосновения будто случайные, необязательные, мягкие и спокойные. В педагогическом процессе прикосновения должны быть мотивированными, понятными; поскольку они связаны с проникновением в чужой жизненный пространство. Особенно болезненно воспринимают ученики пренебрежительно-фамильярные движения

(Похлопывание по плечам, по щеке, поскубування волос) или же несущие оттенок силы, давления.

Существует определенная связь между прикосновениями и эмоциональным состоянием, которое психологи определяют как кинестетический якорь. Этот «якорь» можно эффективно использовать в педагогическом процессе. Например, если во время разговора класть руку на руку собеседника в те моменты, когда он говорит что-то приятное для себя, а в конце беседы, расставаясь, снова воспользоваться этим прикосновением, то растет вероятность того, что партнер выйдет после общения с вами в хорошем настроения. Зафиксировав положительные эмоции собеседника своими прикосновениями (Строго к одному и тому же месту) и повторив это прикосновение в конце разговора, мы закрепляем также положительное отношение к себе, углубляем взаимную симпатию.

Межличностное пространство - расстояние между общающимися, и пространственная организация общения (размещение собеседников) - тоже есть

признакам взаимодействия.

Специалисты определяют 5 видов дистанций, на которой могут находиться партнеры по общению Расстояние более 7 м не дает возможности четко воспринимать мимику, еще большая (12 м) - жесты и движения корпуса. Это приводит к появлению барьеров в общении. Поэтому изменение дистанции может быть приемом привлечения внимания учеников во время урока. К примеру, сокращение дистанции увеличит силу воздействия.

Вместе с тем, переход от одной категории общения в другую должен быть мотивированный для участников, особенно для ученика. учитель может использовать пространственную близость для установления более доверительных взаимоотношений с учениками, но очень осторожно - чрезмерное приближение к собеседника может восприниматься как посягательство на личность, выглядеть бестактным.

Зона наиболее эффективного контакта на уроке - первые три парты. Именно они попадают в первые три дистанции, а те, кто сидит за первой – в личностную и даже интимную. Остальные - на публичной расстояния. учителю для эффективного ведения урока необходимо достичь так называемой проксемического разнообразия и равенства: не бегая непрерывно и хаотично по классу, он, однако, должен менять периодически свое положение в классе, чтобы уменьшить напряжение на одних учеников и активно включить в рабочее пространство других. При этом необходимо помнить о направлении передвижений в классе. Рекомендуется движение вперед и назад, а не в стороны (бред перед классом).

В процессе общения важно учитывать и размещения собеседников. То, под каким углом стоят или сидят люди по отношению друг друга, дает информацию об их отношениях и влияет на обеспечение эффективного взаимодействия.

Если тела двух собеседников развернуты по направлению к воображаемой третьей вершины треугольника (открытая треугольная позиция), то это предоставляет разговоре непринужденного окраску, способствует взаимопониманию. Если один из партнеров по общению развернет стул непосредственно на собеседника, то тем самым невербально сообщает, что требует прямых ответов на свои вопросы. Сочетая это положение с деловым взглядом (то есть, когда взгляд не опускается ниже глаз другого человека) и отсутствием мимики и жестов, на собеседника создается значительный невербальный давление. Зато размещения под прямым углом к ​​собеседнику   снимает любое давление и напряжение.

Итак, если учителю нужно найти общий язык во время педагогической взаимодействия, лучше использовать треугольную диспозицию.

Способ размещения людей во время общения за столом тоже имеет значение для налаживания продуктивных отношений. Психологи выделяют 4 основные способы размещения участников коммуникации за столом:

1) Угловое размещение характерно для людей, занятых дружной, непринужденной беседой. Эта позиция способствует постоянному контакту глаз, дает простор для жестикуляции и возможность наблюдать за жестами собеседника.

2) Позиция делового взаимодействия чаще всего встречается тогда, когда два человека вместе, в соавторстве работают над определенной проблемой. Это одна из самых удачных стратегических позиций для выдвижения, обсуждения и принятия совместных решений.

3) конкурирующая – защитная позиция за столом может вызвать желание обороняться, атмосферу соперничества. такое положение собеседников может привести к тому, что каждая сторона будет придерживаться своего мнения, поскольку стол становится барьером между ними. Люди занимают такие позиции за столом в том случае, когда они находятся в отношениях соперничества, или когда один из них читает другом нотацию. Если встреча происходит в кабинете, то такое размещение свидетельствует также о отношения субординации.

4) Независимая позиция характерна для людей, которые не хотят взаимодействовать друг с другом. Она свидетельствует об отсутствии заинтересованности, иногда - враждебность. Такого размещения следует избегать тогда, когда нужен откровенный разговор между людьми.

Знание о возможности невербальных средств общения и умение их использовать непременно помогут учителю в организации эффективной взаимодействия с учащимися, в собственной профессиональной самореализации.

Категория: Педагогика |
Просмотров: 8696 | Теги: внешняя техника учителя, Невербальные средства учителя