Мелодия вводных слов и предложений

Логическая функция мелодии оказывает интонации существенную помощь в тонировании вводных слов или вводных предложений. Вводные слова (предложения) стилистически характеризуются двумя интересными явлениями: они — перерыв основного предложения, даваемый намеренно резко, они же — и начало продолжения основного предложения.


Мелодия при перестановке частей периода

Возможен период, в котором перемещены части: первая часть (придаточное предложение) займёт второе место в периоде. В таком периоде резко изменится мелодический рисунок. Но и это изменение закономерно, устойчиво в своём выражении.


Мелодия при завершении фразы

Теперь обратим внимание на вторую часть рассматриваемых нами периодов. Вторая часть  периода идёт в явном понижении. В нашем первом примере во второй части («приходи сегодня вечером») стремление к понижению будет особенно заметно на ударном слове («вечером»). В лерм...


Мелодия при переломе  во фразе

Возьмём теперь фразу, связанную взаимным подчинением, включающую в себя предложения главное и придаточное, хотя бы такую: «Если ты хочешь застать меня, приходи сегодня вечером». Здесь сохраняется мелодическая закономерность, уже констатированная нами выше; ударное слово «застать» будет звучать в подъёмной мелодии, ударное слово «вечером», наоборот, будет звучать в мелодии «падения».. Но ...


Логические функции мелодии речи

Фразовой мелодикой мы назовём те мелодические изменения, которые в своей закономерности и законченности укладываются в пределах одной фразы, придавая ей, в дополнение к функциям паузы и ударения, окончательное выражение, завершающую интонационную форму выражения мысли и чувства. Обыкновенное внимание, брошенное на слуховое восприятие речи, позволяет нам с очевидностью заметить мелодический рисунок речи, своеобразный её напев. Развитие...


Понятие о мелодии речи и её виды

Техническое выражение мелодии в речи — это способность нашего голоса поднимать и понижать звук, это его движение вверх и вниз по звукам разной высоты, его певучесть, приводящая нас к музыкальному единству в речи. Всю совокупность разнообразнейших проявлений мелодии в речи мы и назовём мелодикой её, т. е. своеобразным учением о проявлении, мелодических начал в речи и об оправдании их внутренними причинами нашей интеллектуальной ж...


Ударение - выразитель воли в речи

При всём разнообразии отправляемых ударением функций всё же наш опыт подсказывает     господствующее значение в них воли. Удар, по самому своему существу, — всегда проявление воли. Психологически — ударение всегда авторитет. Характер и сила напряжения при ударении зависят от воображаемого или действительного препятствия.


Конструктивно-композиционные функции ударения

Последнее качество ударения особенно показательно в отношении «кусков» и «частей», которые входят в наши речевые партитуры.

Вспомните наш пример анализа вступительной части стихотворения Маяковского «Стихи о советском паспорте». Рефрен, которым начинается это стихотворение (протест поэта против «бумажного» бюрократ...