Конструктивно-композиционные функции ударения

Последнее качество ударения особенно показательно в отношении «кусков» и «частей», которые входят в наши речевые партитуры.

Вспомните наш пример анализа вступительной части стихотворения Маяковского «Стихи о советском паспорте». Рефрен, которым начинается это стихотворение (протест поэта против «бумажного» бюрократизма), полный экспрессивной приподнятости, «воинственного» настроения поэта, явно обязывает нас к повышенной (по силе) динамической «плоскости» подачи этой части стихотворения.

Вторая часть речевой партитуры, включающая в себя лишь слова «но эту...», с её многозначимостью, обязывает нас к абсолютно иной динамической «плоскости» — ударность здесь получает смягчённый, задумчивый, согретый любовью характер. 

Третья часть — начало рассказа — снова вынуждает нас переменить динамическую «плоскость»: она становится обычной нормой нашей, хранящей след эпичности, равновесия и относительного покоя.
 

Мы не будем умножать примеры; их можно привести в неограниченном количестве. Желающих уточнить для себя данное положение ударности в речи, переходящей за грани слова, отсылаем к нашим примерам, даваемым в конце курса: в частности, речевая партитура «Огоньков» Короленко (писателя яркой эмоциональности, усиленной к тому же общественными стремлениями его) даёт прекрасные образцы динамических плоскостей, в особенности сравните первую и вторую части нашей партитуры, где экспрессивность динамики сменяется пассивностью её, рождённой недоумением.
 

Категория: Выразительное чтение и культура устной речи |
Просмотров: 542 | Теги: ударение, ударение в речи, функции ударения