Литературная эстрада  дореволюционной России

Разрабатывая вопросы мастерства живого слова, театр и актёр имеют в виду по преимуществу драматическое произведение и театральное действие. Однако подавляющее количество литературных произведений выражено не в драматической форме, а в иных литературно-жанровых видах (эпос, лирика, басня и т. п.).

Да и не все драматические произведения появляются на сцене: есть не мало драматических произведений высокой поэтической выразительности, как, например, драмы Пушкина, которые трудно «поставить», но которые легче дать «в чтении». К тому же, как мы видели выше, писатель и в особенности поэт не только сами «слышат» своё произведение, но и стремятся читателей сделать «слушателями». Всё это привело к появлению у нас в России (как и на Западе) литературной эстрады, с которой зазвучало художественное слово.

Сто лет назад по инициативе актёра Щепкина в Москве были организованы публичные чтения литературных произведений. Гоголь в связи с этими чтениями в 1843 г. в переписке с друзьями с удовлетворением отмечает появление публичных чтений и предсказывает им славное будущее. «Я рад, — пишет Гоголь, —что, наконец, начались у нас публичные чтения произведений наших писателей. . . Я думал всегда, что публичное чтение у нас необходимо. . . Искусные чтецы должны создаться у нас... К. образованию чтецов способствует также и язык наш, который как бы создан для искусного чтения, заключая в себе все оттенки звуков и самые смелые переходы от возвышенного до простого в одной и той же речи. Я даже думаю, что публичные чтения со временем заменят у нас спектакли» (пророчество великого писателя, как мы увидим ниже, почти сбылось в наше время).

Первыми чтецами в таких публичных выступлениях явились актёры. Это впоследствии дало право некоторым утверждать, что художественное чтение является «малой формой» театрального искусства. Такое утверждение неосновательно. Актёр в спектакле пользуется словом в комплексе театральных средств: пособниками актёра являются грим, костюм, мимика, неограниченные движения, специальное освещение, декорации, наконец партнёры и т. п. Чтец эстрады — по самой природе своего искусства — «одиночка»; его мимика служебна, жест подсобен, а костюм — обыденен. Чтец в выразительных средствах своих своеобразен; он как бы мастер пера, его выразительность — речевая интонация.

Мастерство чтения, как искусства, трудней и ответственней. Редкие актёры умеют переключить свой актёрский опыт и сценическое мастерство в искусство чтения. Многие актёры, являясь яркими представителями сцены, не выступают на литературной эстраде. Некоторые актёры, увлекшись художественным чтением, оставляют сцену. Так, например, поступил уже в наше советское время талантливый мастер литературной эстрады А. Я. Закушняк, поздней —- Д. Н. Журавлёв.
 

В значительной степени и иногда с явным успехом представляют литературную эстраду писатели и поэты. Мы уже отмечали, что классики-писатели нашего прошлого (Пушкин, Гоголь, Блок и др.) любили и умели выступать с чтением литературных произведений (но большей части собственных). Не обладая иногда достаточной техникой, они увлекают аудиторию проникновенным раскрытием произведений, творческой правдой их. Уже в наше время талантливым чтецом собственных произведений явился Маяковский, утверждавший, что «революция дала слышимое слово, слышимую поэзию», и умело воплощавший эти «дары» практически.
 

Литературная эстрада знает немало талантливых и культурных в звучащем слове дилетантов, искренне увлекавшихся литературой и любовно представлявших её на эстраде. Они, как и артисты-профессионалы, своей практикой оспаривают положение, что романы, повести, рассказы предлагаются вниманию лишь читателя и не звучат живой речью. История литературной эстрады надолго сохранила имена некоторых таких чтецов — культурных дилетантов. Назовём из них наиболее популярные в своё время имена: врач В. В. Чехов, врач И. А. Балабан, адвокат В. А. Герард, педагоги-методисты В. П. Острогорский, А. Ф. Бардовский.
 

Искусство живого художественного слова утверждают также мастера фольклора, подлинно народного словесного творчества, отражающего думы народа и его правду. Кавказ, степи Казахстана, солнечный Крым, задумчиво-тихий Север хранят подлинный «речевой жемчуг», как любят говорить собиратели фольклорного материала. А. М. Горький в романе «Клим Самгин» даёт зарисовку выступления на Нижегородской ярмарке известной сказительницы Орины Федосовой   . Мастерство этой сказительницы не единично. Артистка по преимуществу фольклорного материала, О. Э. Озаровская, умевшая с редкой силой и убедительностью передавать разнообразный фольклорный материал, увлекательно рассказывает о замечательной сказительнице — бабушке Кривополеновой, пленявшей всех своим талантом. Наше советское время в особенности благоприятствует собиранию и развитию фольклорного материала. Великая Отечественная война, потребовавшая напряжения всех сил на уничтожение фашистов-гитлеровцев, рождала всё новые и новые материалы народного творчества, умножала мастеров фольклора, вписывала впечатляющие страницы в историю искусства живого слова. 

Категория: Выразительное чтение и культура устной речи |
Просмотров: 696 | Теги: литературная эстрада, художественное слово, искусство чтения