Встречаются лица, склонные считать, что приведённые нами положения, обязательные для прозы, не распространяются на стих. Едва ли следует доказывать ошибочность такого суждения. Для нас стих — также речь, также выражение не только чувства, но и мысли, часто такой тонкой и увлекательной. Казалось бы, особая степень подъёма творческих сил при создании стиха должна обязать нас и к особой тщательности тонального выражения его. Это верно. Но нужно говорить о другом. Стихотворная форма, в силу своей повышенной напевности, невольно увлекает неопытных в сторону излишней ритмо-мелодии произнесения стих? (так свойственно поступать многим поэтам). Такое увлечение не только приводит к потере правильных ударений, но и к нарушению логического смысла стиха. Иногда склонны давать тональные повторы только в угоду ритму стиха, подчёркивать рифмы в уничтожение логики его. Сколько раз мы слышали такое «чтение»: Мчатся ТУЧИ, вьются ТУЧИ, Как страдает от этого произнесения стих Пушкина, всегда умный и гениально простой! Как хочется слышать передачу этих стихов в естественной и подлинно живой форме, хранящей отмеченные нами положения: МЧАТСЯ тучи. ВЬЮТСЯ тучи, Очень часто также при чтении стиха не учитывается то положение, что прилагательное поэт ставит на второе место не в силу логического или стилевого требования, а лишь в угоду ритму. Неопытные чтецы и на этих прилагательных дают ударение. Между тем, оно в стихе в особенности порочно: ударение должно падать на существительное. Вот пример (даём, в целях экономии времени, верный вариант ударений): Море синее кругом, Но лето быстрое летит. Он прижал её к сердцу орлиному, Итак, необходимость соблюдения правил об ударениях и в стихе — явная: не соблюдая их, мы риску стих лишить стих смысла. | |
Категория: Выразительное чтение и культура устной речи | | |
Просмотров: 534 | |
Ударение в стихах