Мастерство произнесения художественного текста — искусство по преимуществу тональное. Исполнитель должен быть «скромным в выражениях мимики и жеста: он не должен до» пускать аудиторию к разглядыванию его, исполнителя, он должен стремиться активизировать слух своей аудитории, побудить её через слух жить воображением, через слух создавать эмоционально-образную реакцию на всё то, о чём говорит исполнитель. Многие мастера «звучащей» литературы считают идеалом положение, при котором исполнитель исчезает за произнесённым словом, органически сливается с ним, как бы перестаёт быть видимым, обращается в слуховой эффект. Итак, в поведении исполнителя? основным мотивом должно быть: «поменьше действуй на зрение, побольше добивайся слухового контакта». Важно установить место на эстраде, с которого лучше всего осуществлять исполнение. Нельзя слишком близко подходить к аудитории: целесообразно оставлять некоторое пространство между исполнителем и аудиторией. Следует заранее решить, стоя или сидя целесообразно провести чтение; и это — предмет внимания исполнителя, и здесь выбор диктуется не случайностью, а продуманностью. Заранее следует обеспечить себе стол или стул, необходимый аттрибут чтения, если во всём этом по замыслу исполнения будет надобность. Заранее следует проверить систему освещения эстрады и выбрать место, наиболее благоприятное в смысле света. Целесообразно заранее договориться могут ли быть впущены в помещение, где происходит чтение, опоздавшие; если могут, то когда именно, в какие моменты исполнения. Знайте, всё это не «мелочь», а внимание к слову и к слушателю. В особенности должно быть обращено-внимание на психологическое поведение исполнителя. Исполнитель, выходя на эстраду, должен быть «сосредоточен, творчески настроен. Он не должен допускать, чтобы случайность (в особенности при выходе на эстраду) оказалась в состоянии «выбить» его, исполнителя, из состояния творческой собранности. Многим исполнителям хочется дружески посоветовать: «Не торопитесь!» Не торопитесь начинать, позвольте аудитории познакомиться с вами, освойте её сами, соберитесь ещё раз, помолчите несколько перед тем как начать, позвольте началу вашей речи стать выражением мысли, уже действенно овладевшей вами. Не торопитесь и в процессе исполнения, в особенности при переходах от куска к куску, от части к части; помните о животворящей силе пауз, о надобности в ней «дожить» только что сказанное, «нажить» то, что сейчас будете говорить как новое. Забудьте все этапы подготовки, позвольте памяти подсказывать их вам без насилия с вашей стороны, а по её доброй воле. Но будьте чутки к голосу внутреннего «контроля», о которое мы говорили как о вершине сосредоточенности, как о мастерстве «слышать» себя всегда, везде и во всём. Постарайтесь овладеть свободой внутреннего действия на глазах аудитории, внутренним покоем, так нужным для успеха исполнения, будьте наивными в вашей способности жить воображением, окружите себя, в меру возможности, образами, картинами, настроениями, взятыми от автора и из его произведения, мыслью корректируйте ваше использование этих «даров» автора. Копите опыт «психологии произнесения» и «психологии слушания». | |
Категория: Ораторское искусство | | |
Просмотров: 814 | |
Поведение исполнителя в аудитории