Из определения личности следует, что ею не рождаются, а становятся в онтогенезе относительно поздно. Особенно важным является то, что термин «личность» имеет, прежде всего социальный смысл. Поэтому следует выделить следующий фактор формирования личности – социальный, который обеспечивает, в первую очередь, ее социализацию. Естественное бытие человека «очеловечит» ее социальной сущностью, становится элементом его социального бытия. Социальное не ликвидирует биологического, а только как бы «снимает» биологическое в человеке и вводит его в социальное, подчиняет определенным социальным идеалам, ценностям, правилам, нормам и законам общественной жизни.
Поэтому только в обществе возможно формирование личности, за его пределами – это невозможно. Народная педагогика отмечает: «С кем поведешься, от того и наберешься»; «С умным будешь умным, с дураком и сам будешь таким», «Как в семье слаженная жизнь, то и вырастет дитя до ума».
Понятие «социализация» было введено первое в научную систему понятий американским социологом Ф. Гидингсоном в конце XIX века. Он толковал его как «процесс развития социальной природы человека». В середине XX века этот термин приобрел официальный статус теоретического понятия. Появились различные подходы к определению этой проблемы. Например, социализация как процесс социального обучения (Б. Скиннер, А. Бандура, В. Уолтере – представители бихевиоризма и необихевиоризму); социализация как результат социального взаимодействия людей (Ч. Кули, Дж. Мид – представители школы символического интеракционизма); социализация как процесс ролевого общения (Т. Парсонс, Г. Мертон – сторонники структурного функционализма). Общим свойством этих подходов является то, что социализация рассматривается как процесс социальной адаптации, приспособления личности к среде путем усвоения заданных обществом норм, правил.
В советской науке первые исследования проблем социализации появились в конце 60-х годов XX века. Внимание акцентировалось, прежде всего на том, что это процесс усвоения социальных норм и ценностей. Например, Е. Д. Парыгин определяет социализацию как вхождение в социальную среду, приспособления к нему, освоение определенных ролей и функций, которые вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории формирования и развития.
Вышеизложенные подходы к определению социализации основное внимание обращают лишь на один ее аспект – адаптацию человека в социальной среде, и не придают значения обратном влиятельные, то есть влиятельные личности на социальное окружение, активное воссоздание ею общественных отношений.
Социализация – это процесс двусторонний. С одной стороны, человек приобретает социального опыта, ценностей, норм, установок, правил поведения, присущих определенным социальным группам и обществу, к которым принадлежит. Она активно вступает в систему социальных взаимоотношений. А с другой – это процесс активного воспроизводства им системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного вхождения в социальную среду:
«...в социализованном процессе индивид не только включается в систему социальных отношений путем овладения необходимыми социально-типичными, социально значимыми качествами, но и приобретает неповторимых, уникальных качеств, а это свидетельствует, что социализация – это и процесс индивидуализации личности»;
«...социализация – это двусторонний взаимообусловленный процесс взаимодействия человека и социальной среды, который предполагает ее включение в систему общественных отношений путем усвоения как социального опыта, так и самостоятельное воспроизводство этих отношений, в ходе которых формируется уникальная неповторимая личность».