В Украине зарождение педагогики так же происходило в недрах философии. Со времен Киевской Руси до нас дошли установочные произведения с воспитания: сборник законов «Русская правда» Ярослава Мудрого и «Правда» Ярославичей (его сыновей), «Поучение» Владимира Мономаха, «Житие Евдокии Полоцкой» и «Поучение детям» монаха Ксенофонта, ряд отрывков из журналов и писем, где представлены описания народных традиций семейного воспитания, отношение родителей к своим потомкам и тому подобное. В развитии образования на украинских землях важную роль сыграли братские школы (XIV-XVII вв.) в Луцке, Львове, Киеве. Выдающийся украинский педагог Иван Огиенко определял XVII века в истории украинской педагогики как «Золотой век нашей литературы, нашей культуры»: «Киев стал центром украинской культуры, ее Афинами, стал нашим Парижем, умной головой». В то время Украина достигла сплошной грамотности населения. Чужестранцы, побывавшие здесь, восхищались образованностью украинцев. Например, Павел Алеппский, путешествуя по украине в 1654 и 1656 годах, в своих путевых заметках писал, что украинцы – «люди ученые», любят в науках и законах, хорошие знатоки риторики, логики и всякой философии. «У их там рассматривают всякие важные вопросы, требующие опыта», «...по всей Казацкой земле, мы заметили прекрасную черту, очень удивляла: все они, за малыми исключениями, даже в основном их женщины и дети, умеют читать и знают порядок богослужения и церковное пение. Кроме того, священники учат сирот и не позволяют, чтобы они скитались по улицам».
Центром развития образования того времени стала Киево-Могилянская коллегия, основана в 1632 году, которая с 1701 года стала называться Киевской академией. В XVIII веке она была одним из выдающихся учебно-научных центров восточного славянства. Этот период, по мнению историков, является вершиной расцвета академии. К сожалению, в начале XIX века она постепенно начала терять свое ведущее значение в связи с реформой образования, и в 1819 году она была реорганизована в Киевскую духовную академию, которая просуществовала до 1918 года. В 1992 года возрожден университет «Киево-Могилянская академия».
Вершина украинской народной педагогики – казацкая педагогика, воплотившей в себе «национальную психологию, характер, правосознание, мораль и другие компоненты национального сознания, духовности народа».
Основными задачами казацкой педагогики были:
• воспитания физически закаленных, мужественных воинов – защитников родного народа от чужеземного ига;
• воспитание у подрастающего поколения украинского характера и мировоззрения, уважения к национальным и общечеловеческим ценностям;
• формирование высоких рыцарских качеств, уважения к людям преклонного возраста, стремление к милосердию и помощи другим;
• воспитание граждан, которые бы развивали культуру, экономику и другие сферы жизнедеятельности народа на мировом уровне.
Например, неписаные законы «кодекса рыцарской чести» предусматривали:
• воспитание любви к родителям, родному языку, верность в любви, дружбы, товарищества, уважительного отношения к Украины;
• готовность защищать слабых, заботиться о младших, в частности детей;
• благородное отношение к девушке, женщины, бабушки;
• непоколебимую верность идеям, принципам народной морали и духовности;
• в отстаивание полной свободы и независимости личности, народа, государства;
• развитие народных традиций, обычаев, обрядов, бережное отношение к родной природе;
• стремление делать пожертвования на строительство храмов, учебно-воспитательных и культурных заведений;
• целенаправленное развитие собственных физических и духовных сил, воли, возможностей своего организма;
• умение всегда и везде вести себя благородно, обнаруживать другие добродетели.
Интересным является также «кодекс рыцарских подвигов», который включал в себя:
• готовность бороться до смерти за свободу, веру, честь и славу Украины;
• пренебрежение опасностью, когда это касается жизни друзей, собратьев, Украины-матушки;
• ненависть к врагам, стремление освободить родной край от завоевателей, героизм, подвижничество в труде и бою.
Казацкая педагогика имела три ступени.
Первый – семейное воспитание, которое утверждала высокий статус отцовского и материнского воспитания и обучения. Специфической была роль отца заключалась в целенаправленном закаливании своих детей, формировании в них рыцарской чести, достоинства, подготовке к преодолению жизненных трудностей, к защите родной земли, своей свободы.
Второй – семейно-школьное воспитание. В казацких школах важнейшими были родственные, духовные и материнские ценности, перерастали в общенациональные и включали в себя религиозно-нравственные ценности.
Третий – высшее образование. Молодежь, которая стремилась знаний, продолжала обучение в коллегиумах и академиях, европейских университетах.
После окончания высших учебных заведений юноши получали систематическое физическое, психофизическое, нравственное, эстетическое, трудовое закалки, национально-патриотическую подготовку, спортивно-военную подготовку в сотнях, полках, в Запорожской Сечи.
Сечевая школа действовала при церкви Святой Покровы на территории Запорожской Сечи. Она состояла из двух отделов: в одном готовили пономарей и диаконов, в этом отделе было всегда 30 учеников. Во втором – парней – учились сироты, крестники казацкой старшины и другие дети. Здесь учили грамоте, пению и военному делу. Количество парней составляла около 50.
Хорошим подспорьем патриотическому воспитанию молодежи служили украинские народные думы и исторические песни, казацкие летописи («Летопись Самовидца», летописи Г. Грабянки и С. Величка, Густынская летопись), а также исторические труды («Синопсис»).
Характерной чертой украинской педагогики - является ее развитие на собственной, национальной основе с учетом лучших достижений западной педагогической мысли.
Григорий Сковорода (1722-1794) – выразитель идей гуманизма и просвещения, выдающийся деятель, который обогатил духовную культуру, отечественную педагогику и образование. Он считал образование средством моральной перестройки общества. Его идеалом была «истинная», настоящий человек находит свое призвание и счастье в «сродни» труда. Он первый провозгласил идею естественного воспитания. Эта идея является сквозной почти во всех произведениях ученого – байках, притчах, философских трактатах, афоризмам и тому подобное.
Краеугольным для отечественной педагогики Г. С Сковорода считал принцип народности воспитания, основой которого является служение простому трудовому народу. «...Подвиг Г. С Сковороды заключается в том, что он пропустил через свой разум и сердце, как через призму, огромные достижения национальной народно-педагогической казны, воспринял, осмыслил, оценил и отразил ее в том виде в своих литературных и педагогических произведениях, в котором ее могли понимать большинство высококультурных, малописанных и совсем необразованных слоев тогдашней украинской нации». Его идеи нашли свое продолжение в произведениях Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, К. Д. Ушинского, Бы. Д. Гринченко, Л. М. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других выдающихся педагогов.
Украинская педагогика в XIX веке развивалась под определенным влиянием идей русских мыслителей и философов В. Г. Белинского (1811-1848), А. И. Герцена (1812-1870), Н. Г. Чернышевского (1828-1889), Н. А. Добролюбова (1836-1861). Всем известные прогрессивные педагогические идеи Л. М. Толстого (1828-1910).
Мировую славу имел выдающийся отечественный педагог Константин Ушинский (1824-1871), который внес большой вклад в научную педагогику, является автором стройной и оригинальной педагогической системы, которая охватывала основные проблемы воспитания и обучения. Ведущей идеей этой системы была народность, которую он понимал как своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, социальными условиями, географическими особенностями. Главными чертами народности педагог считал любовь к Родине, родной язык, веру в могучие силы народа. Основная цель воспитания – подготовка всесторонне развитого человека, а краеугольный камень теории воспитания – учение о трудовом воспитании, что утверждает: в трудовой деятельности развивается и формируется человек.
Ведущая роль в воспитании принадлежит педагогу – все базируется на его личности. Учитель должен любить свою профессию, быть высокообразованным человеком, обладать педагогическим мастерством и педагогическим тактом.
К. Д. Ушинский создал целостную дидактическую систему: обучение должно осуществляться с учетом возрастных и психических особенностей развития ребенка, организовываться на основе принципов посильности и последовательности, преемственности и систематичности, наглядности и эмоциональности; методы преподавания должны способствовать развитию и активизации познавательной деятельности учащихся, их мышления и речи. Определил основные пути и средства обучение, был сторником классно-урочной системы обучения.
К. Д. Ушинский требовал полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений. «Педагогическая практика без теории – то же, что и знахарство в медицине», – подчеркивал он.
Фундаментальные труды педагога «Педагогическая антропология», «О камеральной образование», «Три элемента школы» и другие, а также учебные книги для детей начальных классов выдержали много переизданий.
Его соратники и ученики, среди них Николай Корф (1834-1883) – теоретик и практик начального образования, воплощали в жизнь много идей народной педагогики.
Во второй половине XIX – начале XX века в Украине на проблемах образования и воспитания сосредоточивали свое внимание почти все деятели культуры и искусства, литературы и науки. Тарас Шевченко (1814-1861) отстаивал право на обучение детей на родном языке, подготовил и издал «Букварь южнорусский» (1861). Надеялся, что народная школа будет способствовать улучшению жизни народа, его пробуждению. Школа, по мнению поэта, должна быть доступной для всех, удовлетворять потребности своего народа и действовать на основе народности. Здесь дети должны получить прочные и глубокие знания, всесторонне развиваться. Народность поэт понимал как средство патриотического воспитания молодежи, привития ей святого чувства любви к родному краю, к украинскому народу. Большую роль в народной школе он предоставляет личности учителя – хорошей, высоконравственной человеку, носителю духовности.
Борьбу Т. Г. Шевченко за национальную систему образования и воспитания в Украине поддержали выдающиеся отечественные просветители М. И. Костомаров, П. А. Кулиш, Н. П. Драгоманов, Бы. Д. Гринченко и другие. их творчество является основой украинской педагогики.
«Народная образование – всему голова, всему основа». Эти слова наиболее полно характеризуют Николая Костомарова (1817-1885) – основателя Кирилло-Мефодиевского общества, учителя, историка, литературоведа и переводчика. В «Книге бытия украинского народа» он изложил свою образовательную программу, где с целью подъема культуры украинцев на первый план ставится дело народного образования. Отстаивал преподавание на родном языке, настаивал на изучении ее как учебного предмета, расширении знаний из природоведения, основ народной жизни, ознакомлении с положением народа в государстве и его юридическими правами. Ученый боролся за самостоятельность украинского языка. Он подробно анализирует ее фонетические и грамматические особенности, подчеркивая ее отличиях от великорусской и польской.
Пантелеймон Кулиш (1819-1897) – признанный писатель и культурный деятель, поэт, прозаик, драматург, историк, фольклорист, этнограф, языковед, переводчик, учитель, педагог-методист, сеятель украинистики – оставил значительную образовательно-педагогического наследие. Достаточно вспомнить его украинскую «Граматку» (1857), в которой впервые упрощено правописание родного языка и приведено к нормативному виду. «Граматка» имела широкое признание в народе и получила название «кулешовка». Она была и букварем, и читанкою, и учебником по арифметике. Т. Г. Шевченко на второе издание «Граматки» 1861 года писал: «Это первый свободный луч света, который может проникнуть в сдавленную подневольную голову». П. Кулиш также отстаивал народную школу, в которой жили бы лучшие образовательные традиции, а народный язык считал непосредственным проявлением экзистенциальной «глубины» человеческого естества, «голосом» сердца.
Закарпатский педагог Александр Духнович (1803-1865) внес весомый вклад в теорию и практику начального образования: написал букварь, методические книги для учителей. После окончания Ужгородской гимназии и духовной семинарии работал домашним учителем, преподавателем гимназии, служил священником – будил мысли о необходимости распространения образования как основы духовной жизни. Он утверждал, что ребенок становится личностью, человеком только тогда, когда приобретает образование и воспитание. Человек без воспитания, по его мнению, подобно земле, на которой растет бурьян. А. В. Духнович стоял на позициях традиционного украинского просвещения, считая, что за счет распространения образования можно значительно усовершенствовать общество. Вершина его педагогического творчества – первый учебник по теории и практики обучения и воспитания молодежи «Народная педагогия в пользу училищ и учителей сельских» (1857), который сыграл важную роль в развитии отечественной педагогики и школьного дела.
Павел Грабовский (1864-1902) посвятил ряд статей проблемам народного образования. Леся Украинка (1871-1913) отстаивала необходимость народного образования, изображала жалость сельских школ и учителей.
Иван Франко (1856-1916) – великан украинского педагогического духа. В его наследии более ста научных и публицистических работ, художественных произведений, посвященных воспитанию детей и молодежи. Он анализирует состояние образования на украинских землях рубежа XIX – XX веков; проблемы национального образования и воспитания; возрождения и развития украинской педагогической культуры; историю образования, народной педагогики; определяет цели, содержание и методы обучения и воспитания. Мировоззрение и педагогические взгляды И. Франко формировались под влиянием мудрости народной педагогики и европейской глубокомыслия, отечественных светочей разума К. Старовецкого, Г. Сковороды, Т. Шевченко, П. Кулиша, Н. Драгоманова. Он интересовался работами известных украинских педагогов, был также знаком с зарубежной педагогической литературой.
Полного расцвета родного школ, украинской педагогики, образования и науки, педагогической и национальной культуры, по мнению. Франка, можно достичь только при условии самостоятельного Украинского государства. Он боролся за украинскую национальную школу демократического характера и гуманистической направленности, отстаивал необходимость создания учебников высокого научного уровня.
Цель воспитания и обучения. Франко видел во всесторонней подготовке молодого поколения к осуществлению высшего идеала нации – постижение собственной государственности, к активному творческому участию в развитии родного духовной и материальной культуры, а через нее к участию в всечеловеческой культуре. Национальное воспитание, по его мнению, это – формирование и непрерывное совершенствование нации. Основными чертами украинца - должны быть: осознанный патриотизм, высокая нравственность, воспитанность, хозяйственность, образованность, профессионализм, физическое и эстетическое совершенство, выносливость, предприимчивость, инициативность и тому подобное.
Содержание и методы обучения и воспитания определял как квинтэссенцию работы школы.
И. Франко сделал большой вклад в освещение украинской народной педагогики, достижений педагогической культуры Киевской Руси, украинского возрождения XVI – XVII веков, истории отечественного образования в Западной Украине рубежа XVIII – XIX веков и тому подобное. Он также первый в истории украинской педагогики поднял вопрос о лингво-педагогической сути и значение детской речи.
Известный украинский педагог Кристина Апчевская (1841-1920) исследовала проблемы обучения взрослых. Широко известны ее пособия «Что читать народу?», «Книга для взрослых». Много писал о тяжелой детской доле Владимир Короленко (1853-1921), который создал «Лигу спасения детей», был борцом за народные школы на Полтавщине. София Русова (1856-1940) свою неутомимую педагогическую, научную и общественную деятельность направила на разработку концепции национального образования и воспитания. Педагогические взгляды С. Ф. Русовой изложены в его фундаментальных трудах: «Дошкольное воспитание», «Теория и практика дошкольного воспитания», «Дидактика», «Современные течения в новой педагогике», «Роль женщины в дошкольном воспитании», «Нравственные задачи современной школы», «Единая деятельная (трудовая) школа», «Новая школа» и других. К сожалению, ряд педагогических сочинений С. Ф. Русовой еще не опубликовано, например: «Социальное воспитание, его значение в общественной жизни», «Практические посоветовало воспитание детей», «Национальная школа у разных народов», «Средневековые университеты».
Этот простой перечень работ отражает основные направления педагогических поисков и большой вклад Софии Русовой в украинскую педагогическую мысль. Ее работы свидетельствуют, что в системе национального образования и воспитания особое внимание уделено дошкольному воспитанию, которое, по мнению автора, является мостом, который перекидывается между школой и семьей. Именно в этот период закладываются цельность личности, ее жизненные стремления и наклонности. С. Ф. Русова глубоко разрабатывает методику обучения и воспитания детей: исследует проблемы развития родного языка и языкового обучения, науки чисел, морально-социального воспитания, подготовки педагогических кадров.
София Русова не признает альтернатив национальному воспитанию: только оно обеспечивает каждой нации самую широкую демократизацию образования, когда творческие силы не будут искалечены, а, наоборот, дадут новые оригинальные, самобытные сокровища для общечеловеческого прогресса. Национальное воспитание через уважение и любовь к своему народу зародить в детях уважение и любовь к другим народам и тем приведет нас не к узкому отделения, а до широкого единения и мирового взаимопонимания между народами и нациями.
С. Ф. Русова рассматривает школьный учебно-воспитательный процесс - в единстве, отмечая, например, что отдельно воспитывать нравственные качества невозможно. По ее мнению, нравственное воспитание должно пронизывать все обучение, все жизни.
Ведущим методом воспитания София Русова считала достойный для подражания пример взрослых и всего окружения ребенка.
Основная задача педагога – развитие самостоятельности ребенка. Надо - не учить ребенка, не давать ему готовые знания, хотя бы начальные, а более всего пробудить его духовные силы, расшевелить любопытство, воспитать ее чувство, – чтобы глаза ребенка умели видеть, уши прислушиваться ко всему, ручки умели оживлять - и круг карандашей, и круг ножниц, и круг глины, и круг бумаги», – писала София Русова.
Концепция национальной системы образования и воспитания С. Ф. Русовой имеет чрезвычайную актуальность для развития национальной системы образования в современных условиях. Завещанию и приказом звучит ее обращение к сегодняшнему поколению: «...Народ, не имеющий своей школы, позади задних, ему заперта дверь до пышного развития своих культурных сил, он осужден на угнетенное положение, на постоянное употребление чужого хлеба; живет он не по своей живой мысли, а чужим умом. Такому народу, который не имеет своей школы и не заботится о ней, назначены экономические нищета и культурная смерть. Вот через что современным лозунгом всякого сознательного украинца должна быть задача: родная школа на Украине».
Григорий Ващенко (1878-1967) – один из создателей украинской образовательно-воспитательной системы. Он занимает в украинской педагогике особое место как автор исследований, что в таком объеме и с таких позиций не разрабатывались. Это – «Воспитательный идеал», «Система обучения», «Воспитание любви к Родине», «Общие методы обучения», «Организационные формы обучения», «Воспитательная роль искусства», «Основы эстетического воспитания», «Теловоспитание как воспитание воли и характера» и тому подобное.
По мнению зарубежных исследователей, он является создателем полного курса украинской национальной педагогики, которая соответствует духу родного народа. ее основные элементы – идеалистическое мировосприятие, христианская мораль, организация педагогических исследований и развитие педагогических станций и лабораторий; издание педагогических произведений, школьных учебников, литературы для молодежи различного возраста на самом высоком художественном и техническом уровнях.
Г. Г. Ващенко к системе национального воспитания вводил семейное воспитание как органическую ее подсистему.
Структура системы образования в свободной Украине, за Ващенко, такая:
1) перед дошкольное и дошкольное воспитание: материнский уход или ясли (до 3 лет), детский сад (от 3 до 6 лет);
2) начальная школа (от 6 до 14 лет);
3) средняя школа: классическая гимназия, реальная школа, средние технические школы, учительская семинария, средняя агрономическая школа, средняя медицинская школа (от 14 до 18 лет);
4) высокая школа: университет, высокие технические школы, педагогический институт, академия искусств, консерватория, военная академия (от 18 до 23 лет);
5) внешкольное образование;
6) научно-исследовательские учреждения: академия наук, академия педагогических наук.
Григорий Ващенко много внимания уделял проблеме воспитательного идеала как цели воспитания.
В учебнике «Воспитательный идеал» Г. Г. Ващенко анализирует различные воспитательные идеалы, в том числе и большевистский национал-социалистический, и противопоставляет им украинский. Воспитательный идеал украинца у него основывается на двух принципах: воспитание человека на принципах христианской морали и на достижениях духовности. Учебник он завершает такими словами: «Развивая свои лучшие традиции, борясь за свое самостоятельное государство, украинская молодежь вместе с тем должен не только лелеять общечеловеческие идеалы, но и активно бороться за них.... Верим, что эта борьба закончится победой Правды и Добра».
В учебнике для педагогов «Общие методы обучения» он проанализировал философско-психологические основы учебно-познавательной деятельности, пути ее активизации, дидактические принципы, методы обучения и их классификация.
По мнению А. Погребного, главная заслуга Г. Ващенко заключается «...в создании национальной педагогики, которая соответствует ментальности, исторической миссии, потребностям государственного строительства украинского народа».
В конце XIX – начале XX века исследования педагогических проблем начинаются в США, куда постепенно перемещается центр педагогической мысли. Американские исследователи педагогических процессов современности быстро получили весомые результаты: сформировали закономерности человеческого воспитания, разработали и внедрили эффективные технологии образования, которые дают возможность каждому человеку успешно достичь поставленной цели. Выдающиеся представители американской педагогики – Джон Дьюи (1859-1952) и Удвард Торндайк (1874-1949).
В Советском Союзе педагогика пошла по пути разработки идей воспитания человека нового общества. С этих позиций педагогическую теорию разрабатывали Надежда Крупская (1869-1939), Павел Блонский (1884-1941), Станислав Шацкий (1878-1934), Антон Макаренко (1888-1939), Василий Сухомлинский (1918-1970). Первыми авторами учебных пособий по педагогике были Павел Блонский и Альберт Пинкевич (1883-1939).
Славу советской педагогике принесли труды А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. Антон Макаренко создал научную методику воспитательной работы с детским коллективом, сочетание обучения с производительным трудом, предложил методику трудового воспитания детей в семье, самовоспитания и самообразования, совершенствования профессионального мастерства учителя, осуществления всеобщего обучения и руководства школой. Многие его советы, меткие наблюдения актуальны и на сегодня. Свои педагогические мысли он изложил в произведениях «Марш 30-го года» (1932), «Педагогическая поэма» (1932-1935), «Книга для родителей» (1937), «Флаги на башнях» (1938).
Василий Сухомлинский, директор Павлышской средней школы Кировоградской области в 1947-1970 годах исследовал проблемы теории и методики воспитания детей в школе и семье, всестороннего развития личности ученика, педагогического мастерства. Практически воплощал в школьную практику гуманистические идеи обучения и воспитания. Он является автором около 40 публицистических книг и 300 статей, которые и сейчас не утратили свое значение (например: «Сто советов учителю», «Как воспитать настоящего человека», «Рождение гражданина», «Сердце отдаю детям», «Родительская педагогика»). Большинство его работ посвящены идеи гуманизма, человечности и благотворительности. Воспитание гуманизма, по его мнению, осуществляется через творение добра людям.
Самым существенным, самым глубоким и прочным краеугольным камнем педагогической системы Сухомлинского являются воспитание уважения к самому себе. Он считал, что пока есть самоуважение, существует и школа.
В 50-70-х годах XX века в Украине изданы фундаментальные учебники, учебные пособия и научные труды. Это – «Педагогика» С. Ф. Збандуто, «Хрестоматия отечественной педагогики» под редакцией С. А. Литвинова, «Курс методики преподавания украинской литературы» и «Украинская литература в средней школе» Т. Ф. Бугайко и Ф. Ф. Бугайка, «Основы теории литературы» П. К. Волынского и тому подобное.
В развитие отечественной педагогической науки значительный вклад внесли труды педагогов, психологов и методистов, А. Алексюка, А. Бондаря, Г. Костюка, И. Еременко, С. Гончаренко, И. Зязюна, А. Савченко, В. Онищука, А. Мазуркевича, В. Мадзігона, В. Смаля, М. Ярмаченка и других.
Исторический путь становления педагогики как науки свидетельствует, что ее возникновение и развитие определялись объективными социально-экономическими потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни.
Сейчас в независимой Украине созданы позитивные предпосылки для всестороннего развития педагогической теории и практики, основные направления которого определены Законом Украины «Об образовании», Государственной национальной программой «Образование» («Украина XXI века»), Национальной доктриной развития образования Украины в XXI веке. Итак, отечественная педагогика прошла такие стадии развития.
Народная педагогика – отрасль педагогических знаний и опыта народа, которая проявляется в доминирующих взглядах на цели, задачи, средства, методы и результаты воспитания и обучения. Впервые этот термин ввел В. В. Духнович. Недавно в педагогической науке появился термин «этнопедагогика», автор которого – Г. Н. Волков. Если понятие «народная педагогика» включает в себя эмпирические педагогические знания без принадлежности к конкретной этнической общности, то понятие «этнопедагогика» связано с конкретной этнической принадлежностью педагогических традиций;
казацкая педагогика – часть народной педагогики – теория и практика воспитания и обучения подрастающего поколения в Запорожской Сечи, направленная на формирование сыновней верности родной земле, независимой Украине;
духовная педагогика – отрасль педагогических знаний и опыта воспитания и обучения личности средствами религии;
светская педагогика – это:
1) наука, которая имеет свои закономерности;
2) практика, которая указывает применение теоретических положений;
3) искусство, которое требует творческого вдохновения учителя.
Соответственно, основными источниками педагогики являются:
педагогическое наследие прошлого;
передовой педагогический опыт;
народная педагогика;
педагогические исследования.
Педагогическое наследие прошлого представлена трудами педагогов-классиков, с монографиями и статьями выдающихся ученых, педагогов-новаторов. Например, бесценными для педагогической теории и практики, формирования национальной системы образования и воспитания являются труды Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других. Среди источников педагогической теории следует выделить работы выдающихся ученых 50-70-х годов XX века А. М. Арсеньева, Н. И. Болдырева, Ю. Гмурмана, Л. И. Нобыкова, Л. В. Занкова, Ф. Ф. Королева и многих других.
Источниками практической педагогики при определенных условиях могут быть художественные произведения про детство, школу, учителей, принадлежащих классикам литературы.
В 80-х годах XX века в Советском Союзе широко известными стали книги педагогов-новаторов В. Ф. Шаталова, Н. П. Щетинина, С. М. Лысенковой, Является. В. Иллина и других. В них изложен передовой педагогический опыт. Есть три вида обобщения и распространения опыта лучших педагогов: педагогическая информация, педагогическое выборочное и массовое распространение опыта.
Педагогика, как и любая другая наука, не может саморазвиваться, самосовершенствоваться без всесторонних и глубоких исследований, которые помогают открывать и уточнять ее законы и закономерности находить новые аспекты их реализации.