Есть несколько подходов к определению педагогического мастерства. По мнению Н. В. Кузьминой и Н. В. Кухарева, – это «высший уровень педагогической деятельности... проявляющийся в том, что за отведенное время педагог достигает оптимальных результатов». А. И. Щербаков понимает педагогическое мастерство как синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств педагога. 

Ш. А. Амонашвили не дает четкой дефиниции педагогического мастерства, но называет ее основные черты: «Быть мастером педагогического дела – это значит иметь исходную позицию...которая является личностно-гуманной;...это яркая личность, мудрый, отзывчивый, доброжелательный и принципиальный человек;...это первоисследователь теоретических рекомендаций, который может убедительно доказать или опровергнуть....Его творчество может обогатить педагогическую науку и практику новыми выводами, дать начало новым идеям и подходам». 

В Европе под педагогическим мастерством понимается практическое развертывание и воплощение учителем в профессиональную деятельность совокупности интеллектуальных, психологических и духовных качеств. Мастерство учителя приравнивается к мастерству рабочего или ремесленника, мастера или художника. 

Взгляд на учителя как на человека-функционера педагогической индустрии наиболее распространен в США, а в Европе – преимущественно в Англии: учитель – исполнитель определенного социального заказа в сфере «педагогического производства», то есть он действует в соответствии с нормативными документами и общепринятыми технологиями. 

Учитель-ремесленник действует на основе личностного подхода к преподаванию, акцентируя внимание на индивидуальном подходе к ученикам, а нормативные документы есть только общим фоном его профессиональной деятельности. 

У учителя-мастера преобладает творческий подход в учебном процессе. «Деятельность учителя больше напоминает импровизацию при обстоятельствах, которые постоянно меняются, чем соблюдение педагогических правил и алгоритмов. Иначе говоря, мы имеем дело скорее с мастером, чем с инженером». 

Взгляд на учителя как на художника достаточно распространен в мире: его деятельность считается настолько сложным, что вообще не может систематизироваться. Во время занятий он получает огромное количество информации, на которую мгновенно реагирует. Поэтому учительская деятельность является искусством, что требует интуитивного ощущения, творчества, импровизации. Эти качества способны проявиться только при условии определенного отступления от формальных правил и алгоритмов педагогического поведения. 

Итак, в Европе неприемлем взгляд на учителя как на «манипулируемого манипулятора», а наоборот – за основу берется его творческая личность. Однако проявления такого творчества не должны противоречить общепризнанным принципам демократического общежития – гуманизма, демократизма, уважения к правам человека. Общественная роль и статус учителя определяются так: «Из статуса учителя может вытекать ряд его ролевых функций: транслятор знаний, воспитатель, посредник, фасилитатор групповой деятельности, дружеский советчик, информатор, защитник норм, актер, полицейский... Предоставления преимущества какой-то из них предопределяется институционально и одновременно культурологически, соотнесение с определенными культурными моделями личностных и профессиональных установок учителя в значительной степени определяет выбор, интерпретацию и личное отношение к роли учителя».

В отечественной педагогической науке наиболее глубоко эту проблему разработали ученые кафедры педагогического мастерства Полтавского педагогического института им. В. Г. Короленко («Основы педагогического мастерства», «Педагогическое мастерство»).

Снаружи мастерство педагога – это решение различных педагогических задач, успешная организация учебно-воспитательного процесса и получения соответствующих результатов, но ее сущность заключается в определенных профессиональных и личностных качествах, которые порождают эту деятельность и обеспечивают ее эффективность. «...Важными профессиональными качествами педагога мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, выбрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и тому подобное». 

По мнению И. П. Пидласого, к личностным качествам педагога относятся «...человечность, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, доброта, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, скромность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие». 

Авторы учебника «Педагогическое мастерство» рассматривают ее «как высший уровень педагогической деятельности (если характеризуются качественные показатели результата, как проявление творческой активности личности педагога (если характеризуется психологический механизм успешной деятельности)... Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности на рефлексивной основе».

Разница между мелкой и крупной моторикой

Разница между мелкой и крупной моторикой

Родителям часто рассказывают о важности крупной и мелкой моторики, но иногда не дают объяснения, что такое мелкая и крупная моторика. Давайте разберемся, что собой представляет мелкая и крупная моторика.  


Почему рисование полезно для вашего ребенка?

Почему рисование полезно для вашего ребенка?

У детей не всегда есть слова, чтобы выразить свои чувства. Рисование дает детям еще один способ передать свои эмоции и мысли. Наряду с выражением своих эмоций, это дает детям возможность рисовать из своего воображения и показывать их своим друзьям и семье.


Обучение детей через музыку

Обучение детей через музыку

Преподаватели музыки уже много лет знают, что первые три года жизни ребенка имеют решающее значение для оптимального развития мозга, музыки и обучения с помощью музыки. Теперь исследования мозга становятся доступными для подтверждения этих представлений.

Copyright Педагогика © Копирование любой части материалов возможно только при установленной ссылке на источник скопированных материалов - https://pedagogika.org