• Особое место в педагогической технике занимает речь педагога, которая должна быть подробной, ясной, образной и в то же время – конкретной и содержательной. Владение языком – это большое искусство. Технику речи педагога можно усиливать при помощи правильного дыхания, постановки голоса, дикции и ритмики. Классическим примером этого является опыт А. С. Макаренко. Всем известны его слова: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «Иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов на лице, в фигуре и в голосе. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не услышит того, что надо». Он считал, что педагог должен так общаться, чтобы воспитанники почувствовали в его словах волю, культуру, личность.
В. А. Сухомлинский разработал своеобразный кодекс речи педагога. По его мнению, слово педагога не может быть грубым и неискренним: «Я верю в могучую, безграничную силу слова воспитателя. Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев...
Воспитание словом – самое сложное, самое трудное, что есть в педагогике и в школе... Слово учителя я считаю самым необходимым и самым тонким прикосновением человека, которая убеждена в правоте и красоте своих взглядов, убеждений, мировоззрения, к сердцу человека, который стремится быть хорошей».
• Следующий элемент педагогической техники – умение педагога управлять как своим психическим состоянием, эмоциями и настроением, так и воспитанников. Педагог должен создать такую духовную, интеллектуальную и эмоциональную обстановку во время общения, где царила бы атмосфера доверия, добра, человечности, взаимопонимания и психологической взаимоподдержки. «Задача учителя – найти путь к формированию положительных эмоций в процессе учения.
Это простые приемы: смена методов работы, эмоциональность, активность учителя, интересные примеры, остроумные замечания и тому подобное. Эти приемы дают не только временный успех, они способствуют росту симпатии к учителю, решают главную задачу – формируют устойчивый, постоянный интерес к предмету».
Бесспорно, этого можно достичь, когда у педагога отсутствуют наблюдательность, внимание, воображение. Лицо и глаза питомца для педагога должны быть открытой книгой, из которой он черпает знания о его эмоционально-волевое состояние, намерения, желания и тому подобное.
• Следующий компонент педагогической техники касается технологии осуществления различных учебно-воспитательных мероприятий, умение проводить их на высоком методическом уровне. Приемы и способы воспитательного воздействия достаточно разнообразны. Уровень владения ими свидетельствует о зрелости педагога и практически показывает его мастерство в этой области деятельности.
Итак, теоретический и практический уровни овладения воспитателем педагогическим опытом человечества составляют методологическую и технологическую основу его педагогической деятельности, и является важной предпосылкой постепенного продвижения к вершинам педагогического мастерства. Наверное, для других видов человеческой деятельности этого было бы достаточно, чтобы достичь профессионального мастерства. Но для педагогической деятельности этого мало, ибо «тот, кто на всю жизнь выбирает педагогическую профессию, должен обладать хотя бы тремя особенностями: умением уважать и любить людей больше себя; умением пожизненно приобретать знания и разновидности человеческого опыта – теоретический, практический, эстетический; умением передавать разновидности опыта ученикам».
Сделаем одно существенное замечание: педагогическая деятельность – это ответственная отрасль человеческой деятельности. К этой работе можно допустить только тех лиц, которые имеют к ней способности и другие личностные качества, способствующие этой деятельности. Следует учитывать такой аспект: в сложных условиях жизнедеятельности основным инструментом воспитательного воздействия на воспитанников является личность педагога, его профессиональное мастерство, уровень зрелости в педагогической деятельности и личностные качества. Здесь уместны слова К. Д. Ушинского о том, что воспитатель должен быть сильной личностью. Он призван воспитывать сильных людей, крепких душой и телом, глубиной познания, щедростью души и ненавистью к казенному, жадности, бесчеловечности.