Основные положения дикции

Наша речь часто является вялой, небрежной, иногда ленивой, иногда, наоборот, чрезмерно торопливой, с проглатыванием отдельных звуков «токо» вместо «только» и т. п.). Встречаются и глубокие пороки речи, как-то: картавость, шепелявость, сюсюканье и т. п. Говорящий с такими дефектами и даже его близкие, часто с ним общающиеся, почти не замечают пороков речи. Но «свежий» слушатель трудно мирится с подобными дефектами и обычно затрудняется в освоении порочной по звучанию речи. Тем более трудно себе представить речь художественную с подобными недостатками звучания.
 

Дефекты речи и дикционные пороки речи устраняются, прежде всего, путём произвольного внимания, волевого напряжения, если замеченные дефекты — результат лени, дурной привычки, неоправданного копирования. В каком же порядке, в каком направлении должна здесь вестись работа?

Надо порекомендовать прежде всего, проверить свою артикуляцию, т. е. метод, практику укладки и движения органов рта для образования звуков (гласных и согласных), устранив в случае надобности скованность движений отдельных частей рта. При слабой гибкости частей рта полезна лицевая гимнастика, т. е. беззвучное движение губ и челюстей, направленное к более энергичной и эффективной работе их...При проверке артикуляции звуков надо пользоваться указаниями фонетики, т. е. того раздела науки о языке, который даёт аппарат звучания.
 

Убедившись в артикуляционной правильности, следует перейти к подлинно дикционным упражнениям. Сперва следует упражняться над гласными звуками, читать их по следующей таблице: «и-э-а-о-у-ы», с последующим изменением порядка их (второе упражнение начинать с «э», относя «и» на конец таблицы, третье — с «а», относя на конец два предшествующих гласных, и т. д.).

При произнесении таблицы гласных надо следить за тем, чтобы чтение её протекало медленно, плавно, без перерывов, на одном дыхании каждая строчка, чтобы губы и челюсти, закончив подачу звука, естественно и плавно, не прерывая звучания, переходили к комбинации следующего звука и т. д. Сперва упражнения ведите без участия голоса, на одной лишь артикуляции, затем прибавьте звук лёгкий, нефорсированный, обязательно давая звук медленно, плавно, покойно и широко.

Затем переходите к работе над согласными, берите их, где можно, парами, т. е. согласный звонкий и соответствующий ему глухой (например «б» и «п»), тщательно проверяйте артикуляцию звуков, согласуйте её с требованиями фонетики языка, добивайтесь чистоты и энергетики звучания. После того как вы убедитесь в правильной артикуляции звука, упражняйте его на слогах путём прибавления к согласному гласных в том же порядке комбинированных таблиц, о которых мы уже говорили, на коротких текстах, например на пословицах («Не красна изба углами, а красна пирогами», «Красно поле пшеном, а речь умом» и т. п.). Укрепляйте опыт на чтении текстов более длительных. Всегда пытливо и внимательно следите за звучанием гласных (широко и напевно) и согласных (энергично и чётко).
 

Завершите раздел дикции упражнениями над скороговорками, читая их сперва медленно, а затем всё быстрей и быстрей, храня, однако, лекционную чёткость.
 

В упражнениях по дикции надо держаться такого правила: сперва давать надлежащий звук или текст на нормальной артикуляции (ясное произнесение, но без напряжения), затем — на артикуляции усиленной (произнесение яркое, подчёркнутое), потом — на артикуляции хотя и усиленной, но беззвучной.
 

Цель дикционных упражнений — выработать такую подачу звуков, когда она, будучи нормальной и не утрированной, всё же хранит спокойную активность. Практика усиленных артикуляций допустима лишь в период упражнений, но не в речи.

Помните главное — дикция должна приводить к голосовой звучности и лёгкой напевности (это — основная роль гласных), ори безусловной ясности и разборчивости (это — основная роль согласных).
 

Категория: Выразительное чтение и культура устной речи |
Просмотров: 791 | Теги: техника дикции, развиваем дикцию речи, техника речи, упражнения на дикцию речи, дикция речи