Последний пример показал нам, что темп, опираясь на выражение воли, придаёт речи психологическую широту и величавость. Эта взаимосвязь ударения с замедлением (динамики с темпом) сказывается в произнесении каждого слова, создавая соответствующий ритмический рисунок фразы. Нам следует постоянно помнить об этом положении: оно в значительной мере предопределяет выразительность речи в целом. Надо любить замедление ударного слова: оно не только усиливает элемент динамики в речи, но и делает речь рельефней, выразительней, музыкальней. Часто темп речи целиком принимает на себя и роль ударения: снимая динамический акцент со слова в соответствующих случаях, мы при помощи одного замедления получаем возможность выделить слово из ряда других слов. Вспомните наш пример с отрывком из «Восточной легенды» Тургенева: первая часть отрывка, свидетельствуя о раздумье Джиаффара, даётся минимальным ударением (характера лёгкого «нажима»), и вся тяжесть задачи выделить главные слова падает на один лишь темп: он главенствует в интонации этой части; во второй части мы наблюдаем согласованность динамики и темпа, а в третьей части — явное господство уже силы. Таким образом, динамические плоскости речи в значительной степени дооформляются в своей выразительности благодаря воздействию на них темпа, его способности придавать окончательную рельефность речевым формам. | |
Категория: Выразительное чтение и культура устной речи | | |
Просмотров: 548 | |
Темп и ударение