Не только чтецы-дилетанты, но и профессионалы звучащего слова (актёры драматического театра, артисты литературной эстрады, дикторы радио) постоянно грешат в отношении правильного использования пауз. Поэтому мы настоятельно рекомендуем упорно работать в этой области, критически воспринимать всё, что встречается на практике, добиваться собственного—проверенного знанием и пытливым вниманием — опыта.
Внимательно вслушиваясь в естественную речь, мы легко замечаем постоянную игру пауз: как бы в зависимости от «воли» мысли, они даются то короче, то длинней. Для аналитического установления этого явления нужно помнить индивидуальную норму паузы, как естественное её проявление у каждого из нас при сравнительно покойном психологическом и логическом выражении мысли и сопровождающего её чувства.
Категория: Выразительное чтение и культура устной речи
Просмотров: 689
|
Соединительная функция паузы, в местах своего действия, сравнительно легко определяется произвольно направленным на данную цель вниманием. Но полезно будет отметить основные случаи обязательных логических пауз, характеризующихся прежде всего именно соединительною функцией.
Категория: Выразительное чтение и культура устной речи
Просмотров: 796
|
Пауза имеет громадное значение для логического оправдания речи: она — эффективное средство обогащения нашего познания. Логическая функция паузы, прежде всего, сказывается в способности паузы вносить в речь разделительное начало, обеспечивающее речи чёткость, ясность, разумность.
Категория: Выразительное чтение и культура устной речи
Просмотров: 889
|
Речь как выражение движения даётся говорящим и воспринимается слушающим не как что-то непрерывное и длительно воспроизводимое, а с определёнными и весьма частыми перерывами или остановками. В речевой терминологии эти остановки именуются паузами. Они порождаются, прежде всего, физиологическою потребностью говорящего: речь — всегда звучащий выдых, следовательно, на вдохе, как правило, возможно только молчание. Эти вынужденные биол...
|
Орфоэпический анализ звучания отдельного слова обогатил нас сознанием, что слово в своей интонации строго закономерно; динамика, темп и мелодия слова, несмотря на эмбриональность свою, устойчивы и постоянны как в собственном своём выражении каждый в отдельности, так и во взаимной связи их. Мы убеждаемся, что эта закономерность звучания растёт и ширится, если наши наблюдения перенести на более сложные речевые формации: &nbs...
|
Приведённые только что наблюдения над ритмо-мелодией слова, рождённой орфоэпическими требованиями культурно зрелого языка, должны быть оценены нами и как нормативные начала речевой интонации. Орфоэпия — это как бы «интонация слова», это эмбриональный тон речи. Конечно, в речи повседневного быта, ещё не ставшей художественной, интонационная выразительность потенциальна. Но нам важно знать, что она уже существует, уже ...
|
Интересно отметить, что три элемента звучания речи (ударность, мелодия, темп) уже сказываются — и притом в определённой закономерности — в звучании отдельного слова. Эти внешние компоненты звучания речи своими корнями как бы уходят в орфоэпию.
Категория: Выразительное чтение и культура устной речи
Просмотров: 674
|