Каждый из нас тяготеет к особому, ему лишь свойственному тону речи, как следствию индивидуального своеобразия характера, темперамента, склада ума и т. п. Этот тон мы вправе назвать основным или «нормой» звучания, если в нём сказывается естественное сочетание мысли и чувства, в их гармоническом выражении, когда ни одно из этих наших проявлений внутренней жизни ещё не стремится к доминированию.
По существу устная речь невозможна без подтекста: где бы и что бы мы ни говорили, подтексты всегда звучат как наша внутренняя реакция на мысль и чувство, заложенные в тексте. Если текст — это то, что я говорю, то подтекст — уже то, что я хочу сказать. Это обстоятельство дало основание в своё время сказать французскому наблюдателю за речью Ларошфуко: «Слова даны, чтобы скрывать мысли». Наше стремление обратное: ...
|
Итак, тональная выразительность речи в состоянии или подчеркнуть, или устранить расхождение текста произведения с творческими намерениями автора. Изучение нами текста произведения должно приводить к установлению этих расхождений, почти неизбежных в эмоциональной речи. Тот внутренний смысл речи, который мы таким образом вскрываем, называется «подтекстом».
Категория: Выразительное чтение и культура устной речи
Просмотров: 616
|
В работе над устной речью звучание её — начало и конец исполнительских усилий. Живое слово в произнесении художественного материала — основное и главное дело: оно должно быть свежим, непосредственным, умным, эмоционально насыщенным. Наш анализ творческого намерения автора и осуществления этого намерения в конкретном произведении, как мы уже только что указывали, завершённый речевой партитурой, должен приводить к звучащей р...
|
Вся сумма аналитических положений и выводов, о которых мы уже говорили, не может оставаться лишь литературоведческим материалом, но обязательно должна завершаться установлением продуманной и организованной формы произнесения произведения. Повторяем, исполнитель должен воспользоваться только теми положениями и выводами, которые обогащают его интонационную выразительность. Основываясь на материале аналитического разбора произведения, ис...
|
Установив общую оценку текста художественного произведения, исполнителю надлежит перейти к анализу его, к выявлению его содержания, творческих намерений автора. Литературное произведение всегда выражает определённую идею автора. Салтыков-Щедрин заявляет: «Без ясно выраженной идеи художественное произведение является сбором случайностей, в котором даже искусно начертанные образы теряют значительную долю своей цены».<...
Категория: Выразительное чтение и культура устной речи
Просмотров: 760
|
Предварительное знакомство с текстом должно обязывать нас в отношении стихотворных произведений, учитывать своеобразие их произнесения. В специальной методической литературе по декламации много внимания уделялось этой задаче, причём давалось при её разрешении немало формалистических, для нас неприемлемых указаний.
Категория: Выразительное чтение и культура устной речи
Просмотров: 636
|
Процесс подготовки материала для устной его передачи, естественно, заставляет нас вспомнить о различии строя речи при письме и при произнесении. Мастер слова, стремясь к выразительной и в то же время естественной интонации, невольно в тональном отношении как бы перестраивает фразу, делает её более энергичной, лапидарной, выпуклой.
Категория: Выразительное чтение и культура устной речи
Просмотров: 1460
|