Искусство звучавшей литературы в советский период

В советское время искусство звучащего художественного слова чрезвычайно расширилось и умножилось в количественном отношении, стало поистине массовым. Из интимного, камерного, каковым оно являлось в предшествующий период, это искусство становится подлинно народным. Тысячи домов культуры, клубов, изб-читален, лекториев, концертных зал, где теперь живое художественное слово звучит так часто и так разнообразно, воспитывают внимательн...


Литературная эстрада  дореволюционной России

Разрабатывая вопросы мастерства живого слова, театр и актёр имеют в виду по преимуществу драматическое произведение и театральное действие. Однако подавляющее количество литературных произведений выражено не в драматической форме, а в иных литературно-жанровых видах (эпос, лирика, басня и т. п.).


Декламация средних веков и нового времени

Упадок античной культуры приводит и к снижению декламационного искусства. Сперва христианство, затем нашествие варваров, наконец, засилие схоластики в средние века; надолго сводят декламационное искусство с общественно-культурной арены. В стенах монастырей, вместе с другими видами науки и искусства, порабощёнными схоластическими тенденциями, словесное искусство долгое время проявлялось лишь в форме духовного красноречия...


Декламация древнего времени.

Мастерство произнесения художественных текстов — тот вид искусства устной речи, который с наибольшей остротой и требовательностью нуждается в энергично выявленной интонационной выразительности речи. Данный вид искусства живого слова наиболее древен. Родина его — античная Греция. Этому искусству столько же лет, сколько и поэзии.


Слово и педагог

Неотложные задачи нашей школы в её систематической борьбе за культуру живого слова и его мастерство неизбежно и требовательно ставят ту же проблему перед учителем, не получившим в своё время речевой подготовки. Надо помочь учителю стать мастером слова, в особенности устного. Надо добиться, чтобы устная речь учителя была подлинно живой, т. е. уходила бы от оскорбляющего слово монотона, безразличия, равнодушия к речевым проблемам, ...


Слово и вуз

Работа по освоению лексики, синонимики, стилистики, выразительных, в том числе интонационных, средств речи должна продолжаться в высшей школе. И в письменных, и в устных выступлениях на любые темы и во всех случаях студенты должны методически и систематически тренироваться в мастерстве владеть литературным языком во всех его проявлениях и разнообразиях выразительных средств. Всякий ответ студента, любое его выступление на практич...


Слово в средней школе

Средняя школа нашего  времени все более и более уделяет внимания и времени работе над языком и речью учащихся. Но однако внешняя сторона языка, т. е. прежде всего борьба за орфографию, пунктуацию, грамматику, синтаксис, явно преобладает над стремлением овладеть лексикой, фонетикой, орфоэпией, интонацией речи.


Борьба театра за стиль слова в спектакле

Театр не ограничивается лишь поисками культуры речи отдельного актёра, но стремится к слову ансамбля, к отражению в спектакле речевого стиля драматурга. Старый немецкий театр, в соответствии с развитием науки о мастерстве устного слова, выдвигал проблему двойной режиссуры спектакля: «режиссуры текста», возлагая на неё удовлетворение справедливых требований слушателя в театре, и «режиссуры рампы», стремясь в это...