Целесообразно до начала непосредственной работы над текстом выяснить несколько предварительных положений в отношении самого текста. Прежде всего надо осознать, что использованная автором форма письма (стихи или проза) обязывает нас к определённой форме произнесения: как укажем мы ниже, стих читается с применением некоторых дополнительных приёмов, которыми мы не пользуемся при произнесении прозы
Нам уже приходилось отмечать, с какой щепетильной требовательностью автор художественного произведения борется за выражение стиля своей речи, своего литературного языка. Этот стиль — подлинное живое творческое дыхание, всегда индивидуальное, всегда оригинальное, поскольку автор — уже сложившийся мастер. Совершенно естественно, и работу над материалом, подготовляемы...
|
Выразительно произнести художественный литературный материал не представляется возможным, если предварительно и усидчиво не поработаешь над его освоением. Слово литературного материала — только зерно, из которого может и должно вырасти уже новое — живое и впечатляющее слово исполнителя - чтеца. Это исполнительское слово, став совершенным, всегда воспринимается слушателем как непринуждённая речевая импровизация, свежая...
|
В работе по освоению мастерства произнесения художественных текстов чрезвычайное значение имеет эмоциональная гибкость, способность легко и правдиво отзываться чувством на творческие задания автора и его произведения. Конечно, эта область жизни человека в значительной мере зависит от природных данных, от наличия и характера темперамента. По и в ней возможны «победы» в условиях планомерного, продуманного труда, проверенных ...
|
Успех работы над речью и над проблемой ее произнесения в значительной степени зависит от выработанного, в процессе работы над собой, уменья подчинять свою работу над речью строгим требованиям логичности. Нужно воспитать в себе потребность логически, и притом до конца и до полного исчерпания, органически и последовательно вскрывать мысль автора и его произведения. А это даётся лишь также работой над собой, над своей способностью п...
|
Мы уже отмечали, что в деле освоения культуры и мастерства речи исключительную роль играет воспитание. А это обязывает нас признать приоритет за той частью работы над речью, которую называют «работой над собой». По самому своему существу начало и конец борьбы за культурную речь и за выразительность её произнесения — это постоянная и целеустрем...
|
Попытаемся углубить классификацию течений в области художественного чтения, перейдя уже к анализу приёмов отдельных чтецов. Типизация отдельных чтецов, даже в пределах одного и того же направления также не легко даётся. Но постараемся и это сделать, взяв за основу типизации чтецов не только соображение об уточнении уже приведённой нами классификации течений, но и учёт взаимоотношения чтеца и автора произведения.
Категория: Выразительное чтение и культура устной речи
Просмотров: 1590
|
Итак, мы видели, что литературная эстрада в советское время, представляя собой особый вид искусства, часто по прежнему именуемый «художественное чтение», имеет значительное количественное выражение: рост этого искусства неизменно продолжается. Однако теория его складывается медленно и трудно; она неустойчива и во многом спорна. «Художеств...
|