Классификация тембральных выявлений

Тембр всё же властен и разносторонне выразителен. Поэтому многие стремились классифицировать его проявления, свести их к системе. Характерна в этом отношении попытка Бенедикса, на которого мы ссылались в разделе темпа. Бенедикс все разнообразия тембра сводит к шести парам его выражения:

1)    темное или глухое; противоположное им — светлое или ясное,
2)    узкое или сжатое;  —  широкое или открытое
3)    тяжелое;  —  лёгкое,
4)    твёрдое или жёсткое;   —  мягкое,
5)    спокойное;  —  живое,
6)    холодное;    —  горячее.

Образность таких определений — в значительной степени субъективна и едва ли в состоянии убедить нас своей внутренней ценностью. Впрочем, видимо, и другие попытки в этом отношении не будут эффективней. Но классификация Бенедикса, независимо от степени её убедительности, всё же имеет некоторую ценность. Она позволяет понять и ощутить проявление тембра в его связи с внутренним оправданием и притом в форме наиболее близкой искусству, т. е. в сопоставлении, в контрасте.

Поэтому опытный и умелый извлечёт пользу для себя из системы Бенедикса. Не следует лишь принимать её за рецепт, за практическое указание.

Категория: Выразительное чтение и культура устной речи |
Просмотров: 560 | Теги: тембр голоса, тембр речи, классификация тембра Бенедикс