Интонационная роль темпа, хотя по прежнему служебная и подсобная, с особой яркостью сказывается в его взаимосвязи с мелодией речи. Просмотрите ещё раз наши наблюдения над различными интервалами мелодии, над её плоскостями и т. п., и вы легко установите благодатную роль темпа. Приведём несколько примеров взаимоотношения мелодии и темпа: «А я вам чтО скажу, ваше степенство: и в рУбише почтенна добродетель» (Островский) Эти слова Кулигина («Гроза» Островского) явно опираются на подтекст — человеческое достоинство — и для своего внутреннего смысла нуждаются в широком, замедленном темпе подачи подтекста; кстати, этот темповый рисунок приведёт и к глубоким паузам. «Хорошо! Вы поплАтитееь мне за это!». «Что, голубчики, попАлись!» Подтексты этих фраз (угроза — в первом случае, злорадство — во втором) снова, для своего речевого выражения, нуждаются в медленном темпе. Интересной иллюстрацией вопроса о взаимосвязи мелодии и темпа является следующий отрывок из «Вступления» к «Медному Всаднику» Пушкина: Люблю тебя, Петра творенье, Звукопись этих поэтически-риторических зарисовок столицы доходит до нас своей величавостью и торжественностью. Эмоциональная приподнятость поэта приводит к аналогичной по выражению интонационной форме речи с её замедленным темпом, определённостью подачи отдельных слов. И здесь величавый покой картины обязывает нас ударные слова выделять не столько силой, сколько замедлением. Всё это в совокупности даёт речи торжественность напева, плавность величия, праздничность звучания. | |
Категория: Выразительное чтение и культура устной речи | | |
Просмотров: 617 | |
Темп и мелодия речи