Мелодия отдельных состояний говорящего

Психологическая мелодия, прежде всего, внешне выражает основные и аналитически вскрытые в тексте душевные намерения говорящего, его господствующее настроение. Эта мелодия обычно устойчива. Аффективная речь (по выражению французского лингвиста Вандриеса — аффективный язык) характеризуется смелыми и яркими подъёмами и падениями мелодии.

 


Основные положения психологической мелодии

Мы уже рассмотрели логические функции мелодии и установили, что они существенны. Несмотря на это, всё же приходится признать, что психологические функции мелодии важней, сложней и эффективней. Мелодия с наибольшей силой и убедительностью выполняет в интонации роль показателя эмоции (чувства) в речи. Только мелодия уводит речь из области одного лишь её логического оправдания в область подлинного творчества, художественности, эмоциональ...


Зависимость мелодии от знаков препинания

Логическая функция мелодии органически связана со знаками препинания: связь эта аналогична связи паузы с теми же знаками.

По существу эта связь понятна: знаки препинания по природе своей призваны внешне подчеркнуть, как бы «показать» интонационные акценты речи: паузы, ударения, мелодию.


Мелодия вводных слов и предложений

Логическая функция мелодии оказывает интонации существенную помощь в тонировании вводных слов или вводных предложений. Вводные слова (предложения) стилистически характеризуются двумя интересными явлениями: они — перерыв основного предложения, даваемый намеренно резко, они же — и начало продолжения основного предложения.


Мелодия при перестановке частей периода

Возможен период, в котором перемещены части: первая часть (придаточное предложение) займёт второе место в периоде. В таком периоде резко изменится мелодический рисунок. Но и это изменение закономерно, устойчиво в своём выражении.


Мелодия при завершении фразы

Теперь обратим внимание на вторую часть рассматриваемых нами периодов. Вторая часть  периода идёт в явном понижении. В нашем первом примере во второй части («приходи сегодня вечером») стремление к понижению будет особенно заметно на ударном слове («вечером»). В лерм...


Мелодия при переломе  во фразе

Возьмём теперь фразу, связанную взаимным подчинением, включающую в себя предложения главное и придаточное, хотя бы такую: «Если ты хочешь застать меня, приходи сегодня вечером». Здесь сохраняется мелодическая закономерность, уже констатированная нами выше; ударное слово «застать» будет звучать в подъёмной мелодии, ударное слово «вечером», наоборот, будет звучать в мелодии «падения».. Но ...


Логические функции мелодии речи

Фразовой мелодикой мы назовём те мелодические изменения, которые в своей закономерности и законченности укладываются в пределах одной фразы, придавая ей, в дополнение к функциям паузы и ударения, окончательное выражение, завершающую интонационную форму выражения мысли и чувства. Обыкновенное внимание, брошенное на слуховое восприятие речи, позволяет нам с очевидностью заметить мелодический рисунок речи, своеобразный её напев. Развитие...