Мелодия при переломе во фразе

Возьмём теперь фразу, связанную взаимным подчинением, включающую в себя предложения главное и придаточное, хотя бы такую: «Если ты хочешь застать меня, приходи сегодня вечером». Здесь сохраняется мелодическая закономерность, уже констатированная нами выше; ударное слово «застать» будет звучать в подъёмной мелодии, ударное слово «вечером», наоборот, будет звучать в мелодии «падения».. Но возросшая взаимосвязь данных частей фразы обяжет на первом ударном слове придаточного предложения дать значительно более ощутимую «подъёмность» мелодии.

В речевом: периоде подъёмность мелодии станет ещё заметней (возросла стилистическая сложность фразы).

Больше того — эта подъёмность получит прогрессивность и завершится переломом мелодии в последнем ударном слове первой части периода (она может быть единым придаточным предложением или цепью их, как, например, в стихотворении Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»}. Итак, переломом мелодии в речи мы назовём последнее ударное слово в первой части периода, на котором подъём мелодии достигает наибольшей высоты и уже перестаёт нарастать.

Таким образом, «перелом» — кульминант мелодического подъёма; он несёт двойную функцию: являясь концом первой части периода, "перелом" становится и началом второй его части, дающим как бы «старт» падению. Кто переезжал через горы, тот знает, что такое «перевал» — это высшая точка подъёма и одновременно начало спуска. Вот таким «перевалом» и является в периодической речи «перелом». Заметим попутно, если после «перелома» идут ещё безударные слова первой части периода, то они остаются на высоте перелома, слегка лишь снижаясь как бы в силу своей физической тяжести.
 

Для укрепления изучаемого нами сейчас положения возьмём в качестве примера начало стихотворения Лермонтова «Последнее новоселье»:
 

Меж тем, как Франция, среди рукоплесканий

И кликов радостных, встречает хладный прах

Погибшего давно среди немых страданий

В изгнанье мрачном и цепях;

Меж тем как мир услужливой хвалою

Венчает позднего раскаянья порыв,

И вздорная толпа, довольная собою,

Гордится, прошлое забыв, —

Негодованию и чувству дав свободу,

Поняв тщеславие сих праздничных забот,

Мне хочется сказать великому народу:

Ты жалкий и пустой народ!
 

В этом классическом периоде первая часть (восемь строк} чрезвычайно богата и многокрасочна. Она всё время идёт в своём звучании (как и во внутреннем оправдании его) в постоянном нарастании, и кульминантом его явится последнее ударное слово «Гордится». Это слово и будет мелодический «перелом». Последние четыре строки составляют вторую часть периода.

Интересно отметить, что вторая часть сама по себе период, хотя и подчинённый общему стилевому построению данного отрывка (у Лермонтова такой сложный период — частое явление). В этом втором подчинённом периоде, Составляющем вторую часть отрывка, есть свой перелом (слово «забот»). Само собой разумеется, мелодическая подача этого подчинённого «перелома» будет заметно слабей.

Категория: Выразительное чтение и культура устной речи |
Просмотров: 561 | Теги: Мелодия при переломе, мелодичность фраз, мелодичность речи