Темп и пауза

Из того же стремления усилить смысловую выразительность слов темп вступает в органическую связь с паузой. Вернёмся к нашему примеру распространённого предложения: «Внезапный порывистый ливень, без грома и без молний, только что промчался над нашей широкой равниной». На том месте, где кончается сфера слов подлежащего (мы это место отметили двумя вертикальными чёрточками), будет наиболее длительная пауза. Её роль скажется на...


Темп и смысловая выразительность речи

Хотя в логической речи роль темпа минимальна, но всё же она легко устанавливается, и здесь темп — усилитель выразительности (в данном случае уже смысловой). Уже в звучании отдельного слова мы констатировали роль темпа в процессе выделения ударной гласной: именно темп создаёт здесь чёткость ритмического рисунка слова.


Темп в отдельных видах речи

Сложность явлений темпа в устной речи —  в значительной степени результат стремления, темпа не столько нести самостоятельные функции, сколько служить усилителем выразительности других элементов интонации,. придавать им законченную конструктивную форму. Темп, более чем другие элементы тона, «служебно-подсобен»


Понятие о темпе как речевом явлении

Темп в его общем понятии — выражение или степень быстроты, с какой определяется явление, осуществляется выполнение чего-либо (Некоторые склонны определять темп речи как сочетание двух явлений: звучания и молчания, а потому и паузу относят к проявлениям темпа. Это уже педагогически нецелесообразно, а по существу— спорно). Темп, как основной элемент речевой выразительности, имеет своё чрезвычайно действенное выражение: именн...


Мелодичность речи - выразитель чувства

Подведём итоги мелодических проявлений в речи. Хотя мелодия в речи несет разнохарактерные функции, хотя ей свойственно отзываться на все внутренние компоненты, рождающие речь (мысль, чувство, воля), но в этом служении речи основное и главное в мелодии — её способность с особой отзывчивостью и эффективностью отражать в речи чувство быть выразителем его в живом слове человека.


Связь мелодии с речевой партитурой

Чрезвычайная отзывчивость мелодии на психологические задачи речи позволяет нам использовать мелодию в качестве наиболее действенного средства в процессе построения речевой партитуры.


Значение верха и низа в мелодичной выразительности

Мелодические явления «верха» и «низа», уже ставшие плоскостями, имеют чрезвычайное значение в мелодической выразительности, подчёркивая - её психологическую сущность. И здесь для уточнения и осознания плоскостной мелодии нужно опять вспомнить основной закон выразительности — «опираясь на норму или на её разнообразие или в форме увеличения нормы, или в форме уменьшения её» (для мелодии это буде...


Понятие о мелодических плоскостях

Рассматривая фразовую мелодию, мы замечали в ней тенденцию в некоторых случаях переходить за рамки фразы и становиться явлением более выразительным и действенным. Вспомните хотя бы наши выводы о звучании вводных слов.