Декламация средних веков и нового времени

Упадок античной культуры приводит и к снижению декламационного искусства. Сперва христианство, затем нашествие варваров, наконец, засилие схоластики в средние века; надолго сводят декламационное искусство с общественно-культурной арены.

В стенах монастырей, вместе с другими видами науки и искусства, порабощёнными схоластическими тенденциями, словесное искусство долгое время проявлялось лишь в форме духовного красноречия, а за стенами монастырей — в рыцарской балладе, распеваемой труверами и менестрелями.

Но в эпоху Возрождения вновь оживает классическое искусство, а с ним и искусство декламационное. Обновлённое классическое наследие позволяет декламации занять видное место как в театре, так и вне его.

Наиболее яркий расцвет её мы наблюдаем во Франции в XVII и XVIII вв. Французская декламация того времени несёт отпечаток явной условности, преувеличенной выразительности, чуждой естественности и правде жизни. В таком виде декламация переходит и в Россию, неся следы ложно-классической условности.

Излишний пафос трагиков того периода (а они по преимуществу выступали и в роли чтецов) раздражал лучших представителей общества. А. С. Пушкин пишет из Кишинёва брату своему Льву, явно каламбуря: «Слышу отсюда драмоторжественный рёв Глухо-рёва» (письмо это, датированное 4 сентября 1822 г., имеет в виду актёра, носившего названную, фамилию).
 

Во Франции, где зародилась ложно-классическая декламация рождается и противодействие ей. Первым поборником простоты и естественности речи на сцене и в чтении явился знаменитый французский трагик Тальма.

У нас в России аналогичное течение: возглавил крупнейший русский актёр Щепкин, Его чтение произведений Пушкина очаровывало простотой и одновременно выразительностью интонаций. Это реалистическое течение не сразу,., однако, завоевало сцену и эстраду. Многие актёры длительно держались ложно-классической декламации. К числу их относился актёр Каратыгин, о речевом «разыгрывании» которого рассказывает нам Тургенев, слушавший в исполнении Каратыгина «Медного Всадника».

Лишь вторая половина XIX в. приносит окончательную победу реалистическому течению декламации. С того времени самый термин «декламация» почти выходит из употребления: к нему стали прибегать в случаях противопоставления ложно-классического направления реалистическому, возникновения надобности отметить что-либо явно ложное, ходульное, уводящее нас от простоты и естественности. Впрочем, пришедшие на смену термину «декламация» наименования, вновь созданные, как-то: «художественное чтение», «выразительное чтение», «логическое чтение» и т. п., также, текстуально, мало выразительны и явно неточны.

Интересующее нас искусство слова далеко от «чтения», с его хотя и иным, меньшим, но всё же ещё сохраняющимся формализмом, интонационной бедностью. В устранение несоответствия этого искусства с «чтением» целесообразней называть его «мастерством произнесения художественного текста». В XIX и XX вв. реалистическое направление в произнесении художественных текстов, прежде всего поэтических, исполнительски утверждают такие крупнейшие представители драматического театра, как И, Ф. Горбунов, М. Н. Ермолова, В. Н. Давыдов, поздней В. И. Качалов, В. Ф. Лебедев и др.

Категория: Выразительное чтение и культура устной речи |
Просмотров: 758 | Теги: Декламация, декламационное искусство