Слово идеал греческого происхождения и означает «вид, образ, первообраз, представление, понятие».

«Идеал – понятие морального сознания, в которой моральные требования, предъявляемые к людям, образы нравственно совершенной личности, представления о человеке, который воплощает в себе все наиболее высокие моральные качества (добродетели)... В отличие от моральных норм, которые определяют поведение людей в повседневных жизненных ситуациях, идеал указывает на конечную цель морального воспитания и самовоспитания человека, дает ему высший образец, к которому она должна стремиться». 


«Идеал – представление о высшем совершенстве, которая как образец, норма и высшая цель определяет определенный способ и характер действия человека». Великий русский писатель Л. М. Толстой подчеркивал: идеал – это путеводная звезда, без которой нет твердого направления, а нет направления – нет жизни. Без яркого свечения ценностных ориентиров жизни утомляет и озлобляет человека, приучает ее к монотонному вращения «всякого мусора». Каждый народ, – считал К. Д. Ушинский, – имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается с его развитием.

Зачем нужны идеалы? Люди создали их, чтобы сделать жизнь лучше, совершеннее, счастливее. Они играют чрезвычайно большую роль в системе духовных ориентаций каждого человека, его мировоззрении.

На формирование идеала личности влияют следующие факторы: 


• тип отношений, ценностей и установок, которые культивируются в семье; 
• профессии и круг интересов родителей; 
• общечеловеческие и национальные ценности; 
• социальная среда и конкретное место жительства; 
• образовательный уровень; 
• характер собственной жизнедеятельности; 
• предпочтения; 
• литература, кинофильмы; 
• уровень материального достатка; 
• личностные жизненные установки и ценностные ориентации.

В молодом возрасте только формируются идеалы, но они имеют для детей особую значимость. Духовные ориентации, идеалы молодежи существенно отличаются от ориентаций и идеалов людей старшего возраста. Иначе и быть не может, ведь они связаны с основными устремлениями личности и отражают сущность ее жизнедеятельности. Нельзя также забывать, что идеалы молодежи базируются, как правило, не столько на знаниях, сколько на эмоциях и чувствах. Соответственно и влияние таких идеалов на потребности и интересы воспитанников, их цели, планы осуществляется прежде всего через чувственно-эмоциональные каналы. Все эти аспекты надо учитывать в воспитательной работе. 


Идеал принадлежит к формам опережающего отображения питомцем действительности. Сама возможность его возникновения и формирования связана со способностью личности ставить перед собой определенную цель. Определение идеала предполагает целепонимание, которое является необходимым компонентом любой деятельности, в том числе и профессиональной. Исходной основой возникновения идеалов есть действительность, окружающую социальную среду во всей многогранности его проявлений. Различные условия индивидуального и коллективного бытия, особенности жизнедеятельности той или иной социальной группы порождают специфические, характерные только данному сообществу задачи, которые осознаются в конкретных целях и идеалах. Это необходимо помнить всегда, а особенно когда речь идет о целенаправленном воздействии на духовный мир молодых воспитанников, формированию их идеалов.

«Педагогическая система каждой исторической эпохи выдвигает свой оригинальный ли актуален известный образ человека. Кардинальные изменения в жизни общества вносят соответствующие коррективы в воспитательный идеал. То вполне закономерно возникает вопрос о современный педагогический идеал национального семейно-общественно-школьного воспитания в Украинском государстве», – писал академик Н. Г. Стельмахович.

Что же отражается в идеале? Потребности – необходимость в конкретных предметах, условиях деятельности субъекта и тому подобное. Осознание потребности ведет к возникновению желания, стремление действовать с целью ее удовлетворения. Именно она является исходным моментом активности питомца. 


Хотя без потребностей формирование идеалов невозможно, сами они непосредственно идеалы не создают. Потребности только обусловливают возникновение идеалов через интерес. Очень важно, чтобы питомец правильно осознавал свои интересы. В противном случае его деятельность может быть направлена противоположно собственным потребностям. 


Однако возводить идеал лишь к интересам воспитанника нельзя. Кроме интересов, в идеале отражается также окружающую социальную среду. Даже не просто действительность, а ее тенденции, возможности, ценности. 


Идеал – один из центральных, принципиально важных компонентов мировоззрения личности. В идеале мировоззрение будто концентрируется, он является стержнем, вокруг которого объединяются в единое целое все остальные компоненты самосознания воспитанника. Мировоззрение – это мироощущение и миропонимание прежде всего с позиций определенных идеалов, которые испытывает воспитанник. Идеал (система идеалов) является ядром мировоззрения, определяет отношение воспитанника к прошлого, настоящего и будущего.

Идеалы определяют направленность духовной ориентации личности, наполняют конкретным содержанием ее жизненную установку, формируют ведущие принципы и приоритеты деятельности. Личность сознательно життєдіє так, чтобы реализовать идеалы, влияние которых проявляется, в первую очередь, в предоставлении преимуществ одним ценностям перед другими. Идеал сам по себе является тем маяком, указывающий личности направление движения и поэтому имеет для него очень большую ценность.

Основные формы проявления идеала:

  • высшие моральные требования, возможная реализация которых личностью позволила бы ей достичь совершенства;
  • образ наиболее ценного и величественного в человеке;
  • критерий выделения добра и зла. Любая его форма воплощает, в первую очередь, мечту (надежду, надежды) о единстве и братстве людей и требование безусловной человечности (альтруизм, гуманизм) в отношениях между ними. Чаще всего он рассматривался не только как отрицание несовершенства действительности, но и как ее духовное преодоление. 
  • Идеальный образ – высшая цель, к которой стремится личность, определенная социальная группа, класс или общество. 
  • Общественный идеал – образ совершенного общества, в котором выражены устремления определенной социальной группы, ее представление о высшей справедливости и лучший общественный строй.

Основными характеристиками идеала является его направленность, содержание, структура, действенность. По направленности идеалы могут быть: отрицательными (например индивидуализм, эгоизм, холодный расчет, стремление достигать собственных корыстных целей любыми средствами); положительными (например коллективизм, взаимопомощь, человечность, осознание общественного долга). По содержанию – религиозными, моральными, политическими, эстетическими, военными и тому подобное. 


Уровень обобщенности идеала определяет его структуру Например, для человека идеалом является конкретная личность или совокупность черт отдельных личностей, которые обобщены в одном образе. 
Действенность идеала проявляется в степени его влияния на поведение, характер деятельности, выбор содержательных жизненных ориентиров личности и стремлении их реализовать. Идеал выполняет мировоззренческую, воспитательную, регулятивную, нормативную ценностную и прогностическую функции.

С. В. Гончаренко различает следующие основные виды идеала: общественный, политический, нравственный, моральный (эстетический), гносеологический и другие. 


Цель нравственного воспитания наиболее приближена к нравственному идеалу. Рассмотрим его подробнее. Нравственный идеал – не иллюзия, хотя мы говорим: «ложный идеал», «утопический идеал». Он имеет объективный характер. Существуют различные типы нравственного идеала, которые соответствуют конкретной общественной практике, интересам людей, исторической ситуации. Объективный смысл содержится в самой структуре нравственного идеала, которая имеет следующий вид: смысл нравственных понятий; смысл моральных норм; реальные нравственные отношения и практические действия. 


Смысл, вкладываемый в понятие «нравственный идеал», – это еще и способ понимания его смысла. Это содержание личностно значимое, хотя и не сводится к констатации практики социальной жизни. Возникает своеобразный диалог между тем, что можно мыслить в идеале, и реальными личными представлениями.

Идеал – представление о образец социального поведения и отношений между людьми, исходит из понимания цели профессиональной деятельности и будущей жизнедеятельности. 


Ведущий фактор формирования идеала питомца – процесс воспитания в разных образовательно-воспитательных системах, где важное значение придается наличию этих идеалов в воспитателя. Главную роль в формировании идеалов играют чувства, в том числе – моральные. Именно они позволяют питомцу не только возвыситься над реальными обстоятельствами, но и пережить возможное, должное как действительное. Идеи, представления, пропущенные через чувства, становятся идеалами. Поэтому воспитатель должен обращаться к чувствам своих воспитанников в процессе формирования идеалов, которые не могут быть усвоены как готовые истины. 


Конечно, существует определенная мировоззренческая модель, где реализуются общественно выработанные понятия о добре и справедливости. Речь идет о идеи добра, правды, красоты, способствуют обновлению, историческому оправданию тех норм, правил, оценок, которые существуют в реальной жизни. Но каждый воспитанник лично строит свой идеал только в процессе активной деятельности.

Г. Ващенко обоснованно считал, что идеал не может быть постоянным, он должен совершенствоваться. «Решая вопрос о цели воспитания современной украинской молодежи, мы должны считаться не только с нашими традициями, но и с теми задачами, которые ставит перед нами настоящее и будущее, а также принимать во внимание психические свойства нашего народа, как положительные, так и отрицательные. Первые надо развивать, вторые устранять или по крайней мере ослаблять». Поэтому на формирование идеала воспитанника в современных условиях влияют процесс создания государства в Украине, общая демократизация, гуманизация и гуманитаризация национальной системы образования и воспитания, состояние общественно-экономического, политического и духовной жизни общества, действие всех общественных институтов и идеологической системы, общечеловеческие, национальные и конкретные профессиональные ценности. их превращения в идеал воспитания также зависит от способности учащегося осознавать и воспринимать их, а впоследствии творчески трансформировать общественный идеал в личностное.


На сегодня в украинском обществе сложилась такая ситуация: коммунистические идеалы разрушены, а обоснования других, действительно украинских, гуманных, зато идет крайне медленно и неудовлетворительно. Это сказывается на росте преступности и смертности в обществе, снижении уровня благосостояния, политической активности украинских граждан, потере ими моральных критериев поведения, положительных жизненных ориентиров. Негативные последствия этих явлений сказываются, в первую очередь, на воспитании.


На долю современного поколения украинских воспитателей выпала трудная и ответственная миссия – формирование и обоснование идеала украинского воспитания. Для этого необходимо, во-первых, критически проанализировать идеалы воспитания, которые имели место в научных доработках, произведениях выдающихся отечественных философов, педагогов и литераторов, сделать объективные выводы и определить пути творческого применения их ведущих мыслей; во-вторых, объективно оценить кризис воспитания в Советском Союзе вообще и современной системы национального воспитания в независимой Украине в частности; в-третьих, определить философскую методологию современной украинской педагогики, обосновать ее гуманистическую парадигму, воплощать эту парадигму в общественное сознание и сделать ведущей мотивацией профессиональной деятельности украинских педагогов; в-четвертых, ответить на такой вопрос: «В чем состоят цели и смысл существования человека вообще и в Украинском государстве – в частности?» 


В русле современных гуманистических тенденций педагогическая наука достаточно четко определяет основные ценности в национальной системе воспитания и образования: это – приоритет интересов Человека, ориентация на общечеловеческие ценности, помощь воспитаннику самоактуализуватся в жизни, направленность воспитательных усилий не к человеку, а к его личности. Таким образом, происходит поиск человеком своей личности. Поэтому воспитательный идеал должен быть конкретным и способствовать познанию воспитанником самого себя, его творческой самореализации. Такой подход является действительно личностным.

Проанализируем два подхода к определению идеала воспитания: Г. Ващенко и Г. Сковороды. На идеале национального воспитания Григория Ващенко акцентируют внимание многие авторы во время формирования современного идеала. В его основе – критика «большевистского» идеала воспитания и необходимость опоры на общечеловеческие и национальные ценности, которые являются духовным достоянием украинского народа. К общечеловеческим ценностям относятся закон творения добра и борьбы со злом, поиск правды, справедливости, признание идеалов любви и красоты. Носителем всех этих ценностей является христианская религия. Она ориентирует человека на служение Высшему идеалу. 


Вместе с тем, человек рождается и живет в конкретном национальном среде. Таким образом, идеал национального воспитания основывается на служении Богу и своей нации. Бог – это абсолютная Истина, Любовь, Справедливость, Красота и тому подобное. Нация – реальная земная сообщество, в жизни которой должны реализоваться абсолютные общечеловеческие ценности. В педагогическом понимании воспитательный идеал, по Г. Ващенко, – человек, который служит Богу и Украине.

По его мнению, благом для Родины являются: 


1) государственная независимость, возможность украинского народа свободно творить свое политическое, социальное, хозяйственное и религиозное жизни; 
2) объединение всех украинцев, несмотря на их территориальное происхождение, церковную принадлежность, социальное положение, в одну общину с единым творческим стремлением и высоким патриотизмом; 
3) справедливый государственный строй, который поддерживал бы порядок в обществе и одновременно обеспечивал личные права и свободу каждого гражданина, способствовал развитию и проявлению его способностей для общего блага; 
4) справедливый социальный строй, при котором исчезла бы борьба между отдельными общественными группами; 
5) высокий уровень народного хозяйства и справедливая его организация, без элементов эксплуатации, которая обеспечивала бы материальное благосостояние всех граждан; 
6) расцвет духовной культуры украинского народа: науки, искусства, образования; подъем ее до высшего мирового уровня; 
7) высокий религиозно-нравственный уровень украинского народа, воплощение в жизнь учения Христа; 
8) здоровье украинского народа, сведение к минимуму его болезней и вырождения.

Такая ориентация воспитательного идеала приводит к категорического противопоставления украинского национального воспитания, с одной стороны, большевистской модели, которая основывается на материализме и атеизме; а с другой – национально-социалистической идеологии фашизма с ее проповедью культа силы и пренебрежения к человеку. 


По мнению И. П. Пидласого, воспитательный идеал Ващенко имеет пассивный характер. «Наверное, главным недостатком выстроенного Г. Ващенко воспитательного идеала, как, кстати, и многих других подобных иллюзорных схем, является то, что в нем затерялась человек. В этой части идеал Г. Ващенко ничем нее лучше коммунистический, человека спрятали еще глубже, выведя на поверхность коллектив, государственные и идеологические; стоимости. Такой идеал, как подтверждает история, никогда не становится действенным ориентиром воспитания». Трудно не согласиться с ним ведь много утверждений Г. Ващенко являются абстрактными и не привлекают современную молодежь. Воспитательный идеал имеет четко очертить основные жизненные ориентиры украинского гражданина с учетом политических, социально-экономических, культурных и религиозных реалий сегодняшней Украины, дать конкретные ответы на сложные вопросы современности, учесть гуманистические ориентиры развития мировой философской и педагогической наук. Центром современных философских, психологических и педагогических концепций постепенно становится человек и, в первую очередь, ее личность. По нашему мнению, из работ Григория Ващенко следует брать глубокую любовь к украинскому народу, высокий профессионализм, преданность Родине и этим смыслом наполнить современный идеал украинского воспитания. Григорий Сковорода обращал особое внимание на воспитание Человека, подчеркивал необходимость прокладки человеком пути к себе: «Слушай, християнине с твоим языческим сердцем! Долго тебе лежать на земле! Будешь ли ты когда-нибудь человеком? Не будешь – почему? Вернись же в дом твой, о беспокойный человек! Очисти сначала свою горницу, найди внутри себя свет, тогда найдешь и библейским мусором засыпанную драхму...» 


Чрезвычайно мудрой одна из его притч: «Древний мудрец Эдип, умирая, оставляет малолетнему сыну в наследство историю под названием «Сфинкс». Дорогой сын, вот тебе самое лучшее мое наследство. Прими эту маленькую книжечку из десницы моей; люби ее, если хочешь любить твоего отца; меня уважаешь, почитая ее. Носи ее с собой и имей в сердце своем, ложась и вставая. Она тебе плод принесет такой, как и мне, понимай – блаженный конец жизни твоей. Не будь наглым и бессовестным, ступай тихонько, жизнь есть опасный путь; приучай себя довольствоваться с малого, не подражай тех, кто растрачивает сердце по внешности. Учись собирать рассыпанные мысли твои и возвращать их внутрь себя. Счастье твое внутри тебя, тут центр его зарыт: узнав себя, все познаешь. Не узнав себя, во тьме ходить будешь и боятся страха, где его не было. Узнать себя полно, познаешь и сдружиться с собой – это есть неотъемлемый мир, истина, счастье и мудрость совершенная. Ах, если бы я мог теперь запечатлеть на сердце твоем познания самого себя, но свет этот озаряет в позднем возрасте, если кто-то счастлив... Будь добрым ко всем. Не оскорбишь и врага своего, если хоть немного пытаться себя познать... Конечно, познаешь себя, если сильно будешь стремиться вникать внутрь себя, сильно, сильно... только этим спасешься от февраля мучителя». 


Великий украинский философ и педагог подает нам полную программу воспитания человека, стержневыми компонентами которой являются добро, любовь и самопознания, обеспечивают само-актуализацию человека в жизни. 


Следовательно, к содержанию идеала украинского воспитания должны входить представление об высочайшее совершенство, которая формировалась в сознании граждан Украины на протяжении многих веков Основой этому идеалу должны быть, с одной стороны, коренные общественные интересы украинского народа – создание украинского государства и обеспечение ее независимости и неприкосновенности, а с другой – Человек, духовно богатая, интеллектуально развитая, физически совершенная личность украинского гражданина. Чтобы не повторять ошибки прошлого не формировать у украинских граждан рабскую психологию потребительского патриотизма, необходимо отдавать предпочтение Человеку, который находится «...на пути познания Бога и само себя... Идеал воспитания – Человек...Человек, способный понять, что происходит с ней и вокруг нее. Человек познающий, человек добра, человек счастлив. Такой воспитательный идеал видим мы, стоя на плечах гениев. Такой воспитательный идеал указывает нам наш великий предтеча Григорий Сковорода, если бы мы набрали немного мудрости и силы и пошли за ним, он и довел бы нас к славной истинной человека. Она есть воскресение и жизнь наша. Повторим за мудрецом его же словами: «Куда тебя бес гонит? Вернись в дом свой!», «Пути твои внутри себя закончишь», «В тебе источник жизни».


Итак, цель и идеал воспитания диалектически взаимосвязаны. «С идеала выводятся общие и конкретные цели воспитания. Если он очень отдаленный, абстрактный и размытый то цели воспитания из него вывести трудно, а то невозможно. При значительной конкретизации, наоборот - идеал подменяет цели и теряет свою привлекательность образца. Поэтому используется понятие практического (реального) идеала - обобщенного образца воспитанности в соответствии с существующими представлениями о воспитанном человеке. Необходимо оптимально сочетать общечеловеческие и национальные ценности в воспитательном идеале, предпочитая первым. Но в то же время источником обоснования идеала украинского воспитания должен быть сам народ, его история, дух, традиции, ценности, менталитет и ментальность. «Человек на пути познания Бога, человек - существо и сущность Украина - вот наш идеал».