Психологическая мелодия, прежде всего, внешне выражает основные и аналитически вскрытые в тексте душевные намерения говорящего, его господствующее настроение. Эта мелодия обычно устойчива. Аффективная речь (по выражению французского лингвиста Вандриеса — аффективный язык) характеризуется смелыми и яркими подъёмами и падениями мелодии. Речь, тяготеющая к эпическим формам, выражает мысль и чувство согласно, без борьбы между ними, при равностепенной форме их выражения. Здесь психологическая мелодия по преимуществу выражается или в вопросительной форме, или в ответно-утвердительной. Вот Пример: «Да кто ж она?» — «Жена моя». Этот разговор Онегин ведёт на экспрессивной вопросительной мелодии, предпоследняя его реплика даже выражает несдержанное удивление и ещё более ярка. Наоборот, реплики мужа Татьяны даются покойной мелодией ответа (кроме последней, которая стала энергичней в силу сказавшегося в ней вопроса). Мелодии вопросительная и ответно-утвердительная стабильны по своему характеру: первая богата звуковыми эффектами и яркостью, вторая— скромней в своём звучании, ровна и покойна. У человека, находящегося в состоянии активного протеста, спора, преобладает в речи восклицательная мелодия, хотя речь может являться монологом. Яркость восклицательной мелодии заметней даже мелодии вопросительной. Вот пример восклицательной мелодии: О чём шумите вы, народные витии? Наше желание, прежде всего, — сохранить при передаче этого текста и бережно донести до слушателя горячность «спора» поэта, его заговоривший темперамент подсказывает желание в произнесения все вопросительные знаки (кроме второй части третьей строки), даже некоторые запятые и двоеточие в четвёртой и пятой строках заменить более действенными восклицательными знаками. Именно ими, для передачи патриотического подъёма поэта, надо оживить и активизировать мелодию данного отрывка. | |
Категория: Выразительное чтение и культура устной речи | | |
Просмотров: 534 | |
Мелодия отдельных состояний говорящего