Мелодия при перестановке частей периода

Возможен период, в котором перемещены части: первая часть (придаточное предложение) займёт второе место в периоде. В таком периоде резко изменится мелодический рисунок. Но и это изменение закономерно, устойчиво в своём выражении.

Главное предложение, будучи поставлено на первое место, в мелодическом тонировании начнётся как бы с «перелома», сохраняя по прежнему «падающую» мелодию на ударном слове. Придаточное предложение, ставшее теперь второю  частью периода, сохранит и как бы несколько углубит падение ударного слова первой части («дна»), уступая, однако, по яркости и силе этому «дну». Таким образом, ударное слово придаточного предложения вместо «перелома» (теперь он уже невозможен) проявит тенденцию повторить мелодическое движение «дна».

Переставим части нашего первого примера периода: при перестановке их период получит такой контекст. «Приходи сегодня вечером, если хочешь застать меня». Теперь уже оба ударных слова («вечером», «застать») будут иметь «падающую» мелодию, т. е. будут отмечены движением голоса сверху вниз, но первое слово, «вечером», будет звучать уже как «полукаденция», т. е. полузавершённо, а второе — «застать» — будет «договаривать» ударное «дно», приводить фразу в положение завершённости, создавать каденцию полную.

Категория: Выразительное чтение и культура устной речи |
Просмотров: 522 | Теги: мелодичность фраз, мелодичность речи