Логическая функция мелодии оказывает интонации существенную помощь в тонировании вводных слов или вводных предложений. Вводные слова (предложения) стилистически характеризуются двумя интересными явлениями: они — перерыв основного предложения, даваемый намеренно резко, они же — и начало продолжения основного предложения. Вводные слова сами по себе являются как бы «инородным телом», поэтому они и должны иметь контрастную в отношении основного предложения интонацию. В целях чёткости слухового восприятия целесообразно использовать такой приём: начало вводных слов сразу и резко по мелодии понижается, и этим убедительно для слуха подчёркивается обрыв основного предложения; конец вводных слов постепенно повышается и достигает той мелодической высоты, на которой было прервано основное предложение. Последнее повышение вводных слов необходимо для связи их с мелодией основного предложения. Взаимосвязь вводных слов с основным предложением хорошо представим, если прибегнем к чисто зрительному примеру. Вы идёте по дороге, доходите до реки, а моста на ней нет. Тогда вы спускаетесь с крутого берега вниз (в мелодике нашего речевого примера это будет внезапное понижение в начале вводных слов), переходите реку вброд (в нашем речевом примере это будет тонирование вводных слов), поднимаетесь снова на берег, уже другой, противоположный (это наше постепенное повышение конца вводных слов), и выходите снова на дорогу (это в нашем речевом примере возобновление мелодии основного предложения). Для точности мелодического выделения вводных слов целесообразно сперва прочитать основное предложение без вводных слов, запомнить , его мелодическую форму, а затем вставить в предложение вводные слова с их особой мелодией в соответствии с только что разобранным правилом. Вот пример предложения с вводными словами: Онегин был, по мненью многих Судей решительных и строгих), Учёный малый, но педант (Пушкин). Прочтите это предложение с соблюдением указанного выше правила. Для точности прочтите сперва одно основное предложение, затем включите в его мелодику вводные слова. В отдельных случаях, в соответствии с художественными или эмоциональными требованиями, возможно дать мелодию вводных слов и другим контрастирующим приёмом: вводные слова в начале сразу и заметно повышаются, а конец их понижается до естественного соединения с мелодией основного предложения. Возьмём такой пример, где вводные слова начинаются с явного повышения: К несчастью, героиня наша (Ах, я забыл ей имя дать! Муж просто звал её Наташа, Но мы — мы будем называть Наталья Павловна), к несчастью, Наталья Павловна совсем Своей хозяйственною частью Не занималася ....... (Пушкин). В данном случае вводное предложение по воле Пушкина получило распространённую форму и явно ироническую раскраску; последнее обстоятельство обязывает нас начать вводное предложение с повышения; заключительные слова вводного предложения «Но мы...» и т. д. даются на заметном понижении (это усиливает и насмешливый отпечаток речи). Повтором слова «к несчастью» поэт как бы помогает нам возобновить мелодию основного предложения: бережное сохранение мелодии на этих повторяющихся словах хорошо свяжет отдельные фрагменты предложения в единое целое, при мелодическом контрастировании вводных слов. | |
Категория: Выразительное чтение и культура устной речи | | |
Просмотров: 554 | |
Мелодия вводных слов и предложений