Прежде чем рассматривать мелодические интервалы в речи, остановимся на явлении намеренного отказа от речевой мелодии, верней, на мелодии однообразной и обеднённой по нашему творческому намерению. Мы так часто встречаем в речи непроизвольный монотон, т. е. длительное в своём однообразии и обеднённое притом по качеству мелодизирование речи (мы уже указывали на это печальное обстоятельство как на результат невнимания и лени). Сейчас же нас интересует (ещё раз подчёркиваем) произвольный монотон как явление, рождённое нашим творческим поиском выразительности. Действительно, в отдельных случаях нашего эмоционаного состояния мы обязаны прибегать в речевому монотону. Так, например, в состоянии торжественной серьёзности монотон становится наиболее выразительным средством тона. Так своеобразно монотонно прозвучат в произнесении правильно понятые начальные строки «Демона» Лермонтова: Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землёй, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснилися толпой. Монотонно дадим (уже по другим соображениям) две заключительные строки стихотворения Блока «Шаги командора»: Донна Анна в смертный час твой встанет, Анна встанет в смертный час. Не раз монотон мы используем при произнесении «Заключения» в рассказе В. Катаева «Я сын трудового народа», когда слова эти, взятые автором из текста воинской присяги, торжественно и величаво зазвучат в зарисовке автором Красной площади Москвы. | |
Категория: Выразительное чтение и культура устной речи | | |
Просмотров: 1092 | |
Монотон как средство мелодической выразительности