Основные элементы интонационной выразительности

Орфоэпический анализ звучания отдельного слова обогатил нас сознанием, что слово в своей интонации строго закономерно; динамика, темп и мелодия слова, несмотря на эмбриональность свою, устойчивы и постоянны как в собственном своём выражении каждый в отдельности, так и во взаимной связи их. Мы убеждаемся, что эта закономерность звучания растёт и ширится, если наши наблюдения перенести на более сложные речевые формации:    на словосочетания, на фразу, на речь в её целом. Только нельзя отказываться от основного и главного в нашей работе — от веры в труд, как источник обогащения культурной интонации. Этот труд естественные начала, «природу» интонации доводит до культурно-сценических выражений, до «языка искусства».

Хочется уподобить нашу работу над интонацией работе искусного садовника, который длительным трудом и постоянным наблюдением добивается культивирования в цветке одних его проявлений и устранения других.

Речь заслуживает наших усилий, она должна быть избавлена от чуждых её природе «лени и равнодушия». Фраза, а затем и речь в целом должны быть кристально прозрачными в своём интонационном выражении (напомним стремление Маяковского к речи «чистой и нагой»). В условии такой «прозрачности», только при доведении нашего уменья интонационно подавать фразу, а затем и речь в целом — до степени культурной привычки, второй натуры, — говорящий будет в состоянии бережно донести до слушающего свою мысль и взволновавшее его чувство.

Говорящий в этом отношении должен быть к себе строг, должен тщательно и умело отбирать выразительные средства, отсекать безжалостно всё случайное, неполноценное, рассчитанное на пустой эффект, противоречащее природе. Произнесение художественных текстов после предварительного анализа их (логического, психологического творческого)—лучшая, на наш взгляд, школа воспитания интонационного чутья, культурной чуткости тона.
 

Интонационная закономерность речи опирается прежде всего на те же три элемента, которые уже вскрыты нами в звучании отдельного слова, — на динамику (ударность), мелодию и темп. Но поскольку фраза сама по себе представляет вторую и более сложную, по сравнению со словом, языковую формацию, постольку в интонацию речи органически включается и четвёртый элемент, нами уже названный при рассмотрении общих начал понятия выразительности, — пауза.

Мы уже попутно отмечали явное тяготение этих элементов к соответствующим внутренним основаниям речи. Это не устраняет для нас надобности, при более детальном рассмотрении каждого элемента звучания речи, установить функциональные проявления в них разума, чувства и воли. Интересно отметить, что внешние, т. е. звучащие, элементы речи, в особенности динамический, мелодический и темповый, в своём стремлении интонационно обогатить речь всегда стремятся к отклонению от нормы, к чередованию в своих проявлениях. В этом отношении прав немецкий исследователь живой речи Бенедикс, заявивший, что выразительность звучащего слова опирается на три пары «рычагов тона»:

1) усиление и ослабление;

2) повышение и понижение;

3) ускорение и замедление.
 

Прежде чем перейти к детальному рассмотрению каждого из четырёх основных элементов интонационной выразительности — паузы, ударения, мелодии, темпа, остановимся в кратких словах: на некоторых предварительных вопросах. Мы намеренно рассматриваем эти элементы в приведённой последовательности.

Методически целесообразно начинать детальное рассмотрение с паузы — элемента, свойственного только фразе и речи в целом . Особенности этого элемента интонации естественно приведут к надобности вслед за ним рассмотреть ударение, а за ним уже мелодию, оставив, таким образом, на конец аналитического рассмотрения интонации входящий в её состав темп. Конечно, искусство «звучащей литературы» не ограничивается только основными элементами тона.

Существенными в этом искусстве явятся ритм и тембр. Однако, как ни увлекательны эти темы, мы отводим их от первостепенных.

Ритм — гармоническое сочетание силы и темпа; поскольку мы детально рассмотрим эти два элемента,, как основные в тоне, постольку мы вводим их в изучение ритма: детализация ритма уже переходит за грани поставленных нами в этом курсе задач.

Тембр, как окраска речи, несмотря на свою властность, не имеет такого значения, как приведённые выше четыре основных элемента тона; тембр слишком сложное явление и притом в значительной степени индивидуальное, исходящее от искусства. Тем не менее основные понятия о тембре мы приведём. Это мы сделаем в целях воспитательных, как коснёмся, например, и других родственных слову явлений — жеста, мимики, некоторых начал эстетики и т. п.
 

Последнее, на что хочется, также предварительно, указать, — это на закон единства или кульминирования в реальном проявлении каждого интонационного начала и их совокупности. Во всякой фразе, как и в слове, должен быть строго проводим принцип единства доминирования выразительных стремлений. В зависимости от содержания фразы, куска, периода, мы найдём слово (во фразе), группу слов (в дальнейших языковых образованиях), которые явятся кульминантом, т. е. будут наиболее яркими по смыслу, выражению чувства, а следовательно, и по интонационной выразительности. Уже фраза, а тем более период и кусок в тексте — целая система частных кульминантов, складывающихся в определённый комплекс с его подчинением главному и решающему кульминанту (детальней об этом скажем ниже).
 

Такое стремление отдельных выразительных средств к куль- минированию или строгой иерархии хорошо известно крупнейшим мастерам сценического слова. О нём же говорил в своё время драматург А. Н. Островский — чуткий ценитель слова и режиссёрски острый организатор сценических форм слова; он любил повторять актёрам, с которыми так часто встречался при постановке пьес, что каждое «явление», каждый «диалог» сами по себе должны быть законченными как драматическое произведение, со своею завязкой, своим высшим напряжением (своим кульминантом— добавим мы.— Я. Б.), своей развязкой.

Категория: Выразительное чтение и культура устной речи |
Просмотров: 682 | Теги: выразительность речи, интонация речи, интонационная выразительность