Тембр — окраска речи, стоящая в зависимости от различных обстоятельств. Явления тембра чрезвычайно разнообразны и многопричинны. Но одно ясно и особенно показательно тембр — выразительное средство, окончательно определяющее методику, наиболее присущее ей, органически связанное с ней. Мы уже частично затрагивали вопрос о тембре, когда в статьях о мелодике речи говорили о характере звука голоса, тембрально изменяемом в зависимости от активной эмоции. Тембр в тональной выразительности речи занимает своё особое место, не зависимое от других элементов тона. В тембре мы также в состоянии установить некоторую постоянную норму, свойственную каждому из нас. Выразительность тембра начинает сказываться в отклонениях от этой нормы в зависимости от ряда причин, естественных или произвольных. Несмотря на действенность тембра как тонального явления, мы всё же не можем признать за ним значения основного элемента интонации. Тембр — дополнительная тональная «краска», природная или произвольная: в первом случае она сопровождает нашу речь независимо от нашего желания, во втором — появляется по нашей воле, но может и отсутствовать, не лишая речи выразительности, созданной совокупными усилиями основных интонационных элементов: паузальности, динамики, мелодии, темпа. Это не означает, конечно, что мы «против тембра». Тембр имеет своё немалое значение в общем комплексе выразительных средств речи, но он — некоторое добавление к обязательному «минимуму» интонационной выразительности, создаваемому уже рассмотренными нами четырьмя основными её элементами. Тембр — уже средство выразительности, в значительной степени рождённое эстетическими пожеланиями, артистическими требованиями. Тембр связан с нашим стремлением к оригинальной трактовке, к интерпретации произведения. В частности, в мастерстве произнесения художественных текстов тембр — исполнительское средство обогащения тональной партитуры. Мы ограничим рассмотрение темы о тембре самыми необходимыми явлениями. Наша цель — познакомить с тембром и его ролью в интонационной выразительности. Но мы одновременно должны и предупредить от преждевременного и неоправданного увлечения тембром: неопытных и неосторожных такое увлечение может привести к грубости, неестественности, шаблонности речи, увести её от правды и искренности, т. е. тех качеств, которые нам дороже всего в звучании речи и которые одни в состоянии обеспечить ей подлинный «голос» мысли и чувства. | |
Категория: Выразительное чтение и культура устной речи | | |
Просмотров: 679 | |
Основные понятия о тембре в речи