Рассматривая фразовую мелодию, мы замечали в ней тенденцию в некоторых случаях переходить за рамки фразы и становиться явлением более выразительным и действенным. Вспомните хотя бы наши выводы о звучании вводных слов. Самым отличительным признаком мелодической подачи предложения, обременённого вводными словами, является противопоставление мелодии основного предложения мелодии вводных слов. Вспомните наши рассуждения о звучании периода: и здесь характерностью мелодического рисунка периода в целом является мелодический контраст звучания первой части периода по сравнению со второй. Мелодии отдельных эмоциональных состояний, в особенности мелодия распространительная, всегда тяготеют к устойчивости и длительности своего выражения, переходящей за пределы отдельной фразы. Даже звучание отдельной фразы потенциально тяготеет в своём мелодическом выражении к контрастному противопоставлению отдельных сфер звучания. Чем распространённей по словесному составу сфера основных частей речи, тем ярче сказывается эта потенция. Напомним наш пример распространённого предложения: «Внезапный порывистый ливень, без грома и без молний, только что промчался над нашей широкой равниной». Непринуждённое, отвечающее творческому заданию звучание этой фразы обяжет нас всю сферу сказуемого дать в мелодической плоскости большего подъёма и подчёркнутой яркости по сравнению с мелодией сферы подлежащего. Мы видели, эта своеобразная интонационная борьба частей началась ещё с ударения: уже оно обязало нас заметить тенденцию речи опираться на игру динамических плоскостей, явно не одинаковых по силе своей выразительности. Эта динамическая игра естественно перешла в игру мелодических плоскостей (к противопоставлению тесситуры верха и тесситуры низа). | |
Категория: Выразительное чтение и культура устной речи | | |
Просмотров: 507 | |
Понятие о мелодических плоскостях