Чрезвычайная отзывчивость мелодии на психологические задачи речи позволяет нам использовать мелодию в качестве наиболее действенного средства в процессе построения речевой партитуры. Для того чтобы сделать ощутимей для слуха наше продуманное и найденное в результате анализа материала его членение на части и куски, целесообразно менять мелодические плоскости при переходе от одного членения к другому. Само собой разумеется, что эта смена не может быть механической: она должна быть органической и отвечающей содержанию членения, оправданной им. Мы уже установили с вами нечто похожее на «камертон» тона речи предыдущими наблюдениями. Надо лишь умело, вдумчиво, инициативно использовать его на конкретном материале» для интонационного оживления нашего произнесения речи, рассказа, обращения и т. п. Мы уже заметили, что даже внутри одной фразы наблюдается стремление к игре мелодической, к соревнованию её тональностей. Эта тенденция становится настойчиво требовательной при переходе нашем от фразы к фразе, от куска к куску, от части к части, и чем крупней речевое членение, тем властней сказывается надобность смены тона. Не бойтесь этих смен, любите их: это голос жизни речи, закономерная особенность устного общения, это следствие закона контраста — устойчивого канона всякого вида искусства! | |
Категория: Выразительное чтение и культура устной речи | | |
Просмотров: 510 | |
Связь мелодии с речевой партитурой