Мы уже установили, что пауза уводит нас от слова. Группируя слова, она позволяет нам создавать из объединённых в группу слов нечто органическое, монолитное не только по произнесению, но и по смыслу; в полной аналогии с отдельным словом, группировку слов мы берём как единство и произносительное, и смысловое. Группировка слов (мы это уже видели) бережно хранит ритмико-мелодический и, следовательно, интонационный принцип слова. Поэтому каждое словосочетание или группа слов должны иметь обязательное в своём составе ударение (ударное слово) и притом, как правило, одно. Ударение это окончательно «дооформляет» группу слов, придаёт ей местную (т. е. подчинённую выразительности всей фразы), но строго закономерную и в логическом оправдании, и в звучании выразительность. Вот почему так важно отбирать ударное от безударного, находить в группе одно слово, которое было бы в состоянии выполнить возлагаемое на него ответственное задание, прежде всего, волевое, а затем логическое и звуковое. Ещё важней выработать волевой и технический приём — давать ударное слово обязательно на фоне безударных слов, т. е. освоить мастерство не только давать ударение на одном слове, но и снимать ударения со слов, которые по нашей воле должны стать безударными. Не трудно также заметить, что ударное слово в группе выделяется не только ударением на слове в прямом смысле этого понятия, т. е. динамикой или силой: оно выделяется также замедленным темпом произнесения слова. Это явление ударного слова — всё тот же результат закономерного распространения На него закона ударности в отдельном слове (напомним, и в слове, в силу экспираторности русского ударения, ударная гласная выделяется как силой, так и явным замедлением). Нам ещё предстоит немало поработать, чтобы вскрыть все интонационные последствия этой своеобразной редукции уже не слова, а словосочетания и фразы, однако сейчас это уводит нас за пределы задач данного курса. Одно лишь отметим и сейчас: стиховеды, впадая иногда в чрезмерный формализм, замечают до девяти степеней ударения в словах стиха, но их ошибка именно в недооценке «единого» ударения, которое должно быть не только во фразе, но и в каждом словосочетании. Единство ударения — принцип лингвистический, языковый, и его нельзя смешивать с теми эстетическими устремлениями, которые диктуют иногда чрезмерную в своём любопытстве надобность различать степени ударения в звукописи стиха. | |
Категория: Выразительное чтение и культура устной речи | | |
Просмотров: 526 | |
Ударение в словосочетании