Логическая функция мелодии органически связана со знаками препинания: связь эта аналогична связи паузы с теми же знаками. По существу эта связь понятна: знаки препинания по природе своей призваны внешне подчеркнуть, как бы «показать» интонационные акценты речи: паузы, ударения, мелодию. Приведём пример, ставший классическим в вопросе о значении знаков препинания. Рассказывают, что один император на докладе об осуждении преступника наложил резолюцию такого содержания: «Преступника казнить нельзя помиловать». В резолюции не было запятой, но она по грамматическим правилам должна быть. От места запятой (или после слова «казнить», или же после "нельзя") резко меняется смысл резолюции; как видите, от запятой зависела жизнь человека. От правильного учёта знаков препинания и рождаемых ими мелодических акцентов зависит чёткость и правильность речевой подачи слов. Последнее ударное слово всегда тяготеет к понижению: оно как бы ставит речевую точку, сообщает слушателю впечатление законченности фразы. Мы видели, что запятая, отделяющая придаточное предложение от главного, побуждает нас делать повышение мелодии для сообщения слушателю сигнала: «внимание: слушай дальше». Двоеточие тяготеет к мелодической полукаденции (к частичному понижению). Другие знаки препинания могут приводить к различным мелодическим акцентам: здесь будет иметь значение расположение слов, эмоциональный характер их, скрытый в них подтекст и т. п. Следовательно, принимая знаки препинания как сигнал к мелодическому акценту, мы характер его разрешаем по-различному, в зависимости от обстоятельств. Напомним то, что мы однажды видели, рассматривая правила о паузе: мы вправе в произнесении менять знаки препинания в зависимости от трактовки или особенностей живой речи. Эти перемены, естественно, скажутся и на характере мелодии. Возможно, что в отдельных случаях знак препинания вообще не приведёт к мелодическому акценту. | |
Категория: Выразительное чтение и культура устной речи | | |
Просмотров: 485 | |
Зависимость мелодии от знаков препинания