Значение верха и низа в мелодичной выразительности

Мелодические явления «верха» и «низа», уже ставшие плоскостями, имеют чрезвычайное значение в мелодической выразительности, подчёркивая - её психологическую сущность. И здесь для уточнения и осознания плоскостной мелодии нужно опять вспомнить основной закон выразительности — «опираясь на норму или на её разнообразие или в форме увеличения нормы, или в форме уменьшения её» (для мелодии это будет отходом от нормы или в сторону повышения, или в сторону понижения). В плоскости мелодической эти отходы от нормы будут выражаться в переходе нашем или к тесситуре «верха», или к тесситуре «низа».
 

Не трудно убедиться, что определённые эмоциональные состояния устойчиво тяготеют или к плоскости мелодического «верха», или же, наоборот, к плоскости мелодического «низа», и тяготение это не случайно, а свойственно самой природе явлений.
 

В плоскости постоянного мелодического «верха» (т. е. в повышении от нормы) будет звучать вопрос:
Кто, наконец, ей мил? Молчалин? Скалозуб? (Грибоедов).

 

В плоскости «верха» звучит всякого рода гадательность, неустойчивость, беспокойство:
 

Я вас не поймУ! ПочемУ вы не говорите всего, что знаете?»
Собирались птицы, собирались певчи СтадАми, стадАми.

 

В плоскости «верха» будет звучать всякого рода ожидание, будущее:
 

Тогда напрАсно вы прибегнете к злословью;
Оно вам не помОжет вновь,
И вы не смоете всей вашей чёрной крОвью ПоЭта праведную кровь    (Лермонтов).

 

Завтра с первыми лучами Ваш исчЕзнет вольный след,
Вы уйдёте, но за вами
Не пойдЕт уж ваш поэт    (Пушкин). 

 

Но вот уже в плоскости «низа» (т. е. в понижении от нормы; будет звучать ответ: вспомните наш пример из «Евгения Онегина», разговор Онегина с мужем Татьяны, вопросы одного из собеседников явно звучат в плоскости «верха», ответы другого не менее явно звучат в плоскости «низа».
 

В плоскости «низа» звучит уверенность, предельность, достоверность:
 

Я нИкогда этого не сделаю.
Садились птицы, садились певчи
РядАми, рядАми.

 

В плоскости „низа“ говорит прошедшее:
 

Был на свете рЫцарь бедный,
Духом смЕлый и прямОй    (Пушкин)

 

Словом, внимательное наблюдение за проявлением чувства в речи, за её разнообразною психологическою жизнью позволяет нам установить ряд стойких и закономерных тяготений определённых эмоциональных выражений к тому или иному отклонению от тональной нормы, т. е. к «верху» или к «низу», причём отклонения эти будут сплошными, носить характер устойчивой новой тональной плоскости. Наблюдения здесь нас дарят весьма нужными для разнообразия речи выводами.

На самом деле, разве трудно внимательному констатировать неуклонное стремление к «верху» в речи всего, что является в ней вымыслом, фантазией, мечтой, легкомыслием, бездельем, игрой, поверхностностью, бессодержательностью, неосведомлённостью и тому подобным проявлением эксцентрики!

Разве трудно тому же внимательному убедиться, что положительность, реальность, сознание, уверенность, содержательность, глубина, чувство и другие проявления нашей концентрики уже тяготеют к обратному отклонению — к плоскости «низа»!

Сознайтесь, что это констатирование — эффективное средство разнообразия нашей интонационной выразительности, не надуманное, а правдивое, естественное, взятое из жизни, представляющее собой явное стремление нашей речи к устойчивому нормативу, к постоянному «языковому» средству выразительности!
 

Категория: Выразительное чтение и культура устной речи |
Просмотров: 515 | Теги: интонация речи, выразительность речи, значение верха интонации, значение низа интонации, мелодичность речи