Мелодия при завершении фразы

Теперь обратим внимание на вторую часть рассматриваемых нами периодов. Вторая часть периода идёт в явном понижении. В нашем первом примере во второй части («приходи сегодня вечером») стремление к понижению будет особенно заметно на ударном слове («вечером»). В лермонтовском периоде наибольшее понижение будет приходиться на ударное слово «пустой». В этих словах мы будем слышать явное завершение фразы, конец её.

Здесь движение нашего голоса будет в своём стремлении идти сверху вниз, как бы напоминать падение камня, брошенного в воду, идущего ко дну. Говорящему и слушающему надо почувствовать это «дно» падения и в рассматриваемой нами речевой мелодии, т. е. ощутить слухом и понять разумом такое завершение мелодического движения голоса в его движении сверху вниз, которое бы не оставляло сомнения о прекращении движения. В этих целях стали именовать последнее ударное слово во второй части периода «дном»: в нём будет даваться завершающая каденция «падающей» мелодии.
 

Снова хочется предупредить, что точность мелодического тонирования «перелома» и «дна» обязывает нас к специальным упражнениям в целях получения технического уменья. Особо важно при произнесении периода не давать мелодического «дна» ранее последнего ударного слова. А может случиться — словесная структура периода в его первой части, после «перелома» и свойственного ему мелодического подъёма, будет давать ещё немало безударных слов: при таких условиях технически неопытный чтец легко может дать преждевременное снижение.

Вот пример такого периода, опасного в этом отношении:

Сначала все к нему езжали;

Но так как с заднего крыльца

Обыкновенно подавали  

Ему донского жеребца,

Лишь только вдоль большой дороги  

Заслышат их домашни дроги, —

Поступком оскорбись таким,

Все дружбу прекратили с ним (Пушкин).
 

В этом примере после «перелома» (на слове «жеребца») идут две строки безударного текста, которые следует оставить на высоте мелодического подъёма «перелома». Это трудно сделать, и голос невольно пойдёт вниз. Но нельзя допускать, чтобы это снижение достигало глубины мелодического «дна», конкурировало с ним (в нашем примере «дном» явится последнее слово второй части периода «прекратили»). Если этой осторожности не проявить, то мелодическая архитектоника периода будет разрушена. Вот почему никогда в первой части периода нельзя давать хотя бы мимолётное прикосновение «дна».
 

Категория: Выразительное чтение и культура устной речи |
Просмотров: 550 | Теги: мелодия завершения фразы, мелодичность речи, мелодичность фразы