Конструктивно-композиционные функции паузы

Роль паузы не ограничивается и психологическими задачами: пауза в состоянии быть функции паузы. эффективным конструктивным средством. Уже в разборе методов произнесения стиха мы с вами установили надобность давать паузу в конце каждой строки.

Следовательно, в стихе пауза играет несомненную роль организатора своеобразной речевой формы; пауза, завершая каждую строку стиха, тем самым рельефно подчёркивает структурную и органическую роль строки в стихах, её качество быть мерилом, мерой в стихе более убедительной и выдержанной, чем стопа.

В особенности интересна роль паузы при стиховых переносах, в конце стиха или в его середине. Возникая независимо от синтаксических условий, грамматического строя речи, стиховые переносы с их обязательной паузой всегда психологичны, экспрессивны (это хорошо доказано и рассказано Л. И. Тимофеевым в его уже приведённой нами ранее книге «Теория стиха» на разборе «Домика в Коломне» Пушкина).

Но нас сейчас должны заинтересовать паузы, которые мы встречаем в наших речевых партитурах, о которых уже говорили мы как о естественном завершении нашего анализа произведения, как о переводе литературного материала на «ноты» живой речи.

Паузы между частями и между кусками отличаются не только своею длительностью и естественной для них психологичностыо, но и конструктивными началами (мы уже в своё время говорили, что «части» в речевой партитуре — своего рода «действия», а «куски» — «явления», т. е. по структурным своим назначениям близки членениям в драматическом произведении). Возьмём примеры. В конце курса даны образцы исполнительского анализа, в частности, дан анализ рассказа Короленко «Огоньки».

Вдумайтесь в паузу между первою и второю частью нашей речевой партитуры к этому произведению. Разве для нас не станет ясно, что эта пауза чрезвычайной длительности: ведь мы, вместе с автором, в ней ещё доживаем радостный подъём, рождённый надеждой (казалось бы, такой крепкой) на ночлег, и затем начинаем «входить» в разочарование, такое естественное от общения с уничтожающим нас равнодушием гребца, с его молчаливым, но безоговорочным отрицанием надежды автора. Только конструктивно использовав паузу в этой её двойной роли, мы естественно и убедительно дадим тон второй части партитуры. Ещё более эффективна пауза между куском «а» и куском «б» третьей части партитуры: пауза эта сперва полна протеста, задорного и чрезвычайно активного, с которым автор бросился было уничтожать «пессимизм» гребца, но в этой же паузе возникает и созревает сознание ошибки, ставшей для автора очевидной, когда он не раз переводил глаза с «огоньков» на гребца и обратно.

Видите, как «говорливы» эти паузы конструктивного характера, как полны они действия напряжённого, часто диалектического.

Возьмём ещё пример: стихотворение Маяковского «Стихи о советском паспорте», После первой части этого стихотворения, являющейся своеобразным рефреном:
 

Я волком бы
выгрыз
бюрократизм

 

К мандатам
почтения нету.

 

К любым
чертям с матерями катись
любая бумажка. ..

 

следует длительная пауза, полная психологической «перестройки»: Маяковский (давайте вообразим «предлагаемое обстоятельство») как бы случайно находит в своём кармане паспорт, вынимает его и, задумчиво рассматривая, медленно произносит: «Но эту. . » Снова пауза, ещё большей длительности, в течение которой вдруг в сознании поэта встают любовно подсказанные памятью события, которые когда-то, может, ещё не так давно, разыгрались именно в связи с этим паспортом. После этой паузы наш поэт, совершенно успокоившись, бережно уложил обратно в карман паспорт и начинает свой рассказ: «По длинному фронту» и т, д. Как немного надо фантазии, чтобы почувствовать эти две паузы, полные такой яркой, такой разнохарактерной невысказанной жизни! Как полезны эти конструктивно-композиционные паузы! Как легко и естественно они подсказывают нам и «подтексты», и свойственный им интонационный рисунок произнесения соответствующих фрагментов текста!
Рассматриваемые нами конструктивно-композиционные паузы характеризуются, между прочим, сменой «тона» речи, всегда более или менее заметной. Вернёмся к только что разобранному отрывку из стихотворения Маяковского. Начинается оно ярким, агрессивным «тоном», тяготеющим к смелому и выразительному «форто». А после первой конструктивно-композиционной паузы слова «Но эту...» произносятся уже абсолютно иным «тоном», тяготеющим к медленному темпу, речевому «пиано», концентрике.

 

После второй конструктижо-композщионной паузы «тон» снова меняется: он становится нормальным, тяготеющим к уравновешенности, эпическому покою.
 

Снова предлагаем трудолюбиво экспериментировать, не жалея времени на работу над паузами конструктивно-композиционного характера. Такие эксперименты одновременно и «работа над собой», и работа над культурой, обогащением своей интонационной выразительности. Здесь труд, внимательный и творчески-активный, приведёт работающего к обогащающим его приобретениям в ряде областей, связанных с мастерством произнесения
 

Категория: Выразительное чтение и культура устной речи |
Просмотров: 711 | Теги: пауза в речи, функции паузы, пауза